Когда человек может отказаться от мести. Как отказаться от мести? внеклассного чтения по литературе

01.08.2024

Урок внеклассного чтения

по УМК «Вокруг тебя – мир»

«Месть или отказ от мести?»

Цели урока: общая – подвести к сознанию того, что у поверженного

(а значит, опасного) врага есть право на гуманное обращение

даже в том случае, если его противники охвачены желанием

отомстить;

порассуждать о возможности человека оценивать последствия

мести и отказываться от неё;

частная – закрепить умение собирать материал для

характеристики героя, выявить авторскую позицию.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Витальевна и приехала я к вам из посёлка Мариец, посёлка с богатой историей и с богатыми интересными традициями. Но я знаю, что и ваш посёлок имеет свои традиции, свои достопримечательности. Что у него тоже богатая и интересная история. Но ещё я знаю, что между нашими посёлками никогда не было вражды и соперничества. Никогда мы не причиняли друг другу зла, не обижали и не оскорбляли друг друга.

Но сегодня я хочу вам рассказать другую историю, историю, которая произошла очень давно, десять веков назад, и не имеет никакого отношения к нашим посёлкам.

2. Введение в новую тему.

В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о том, что от древлян пришли в Киев послы и сказали Ольге, жене князя Игоря: «Нас послала к тебе древлянская земля. Мужа твоего мы убили, потому что он нас грабил, а наши князья добрые, не пойдёшь ли ты замуж за нашего князя Мала?» Ольга им на это сказала: «Люба мне ваша речь, уж мужа мне не воскресить; завтра я хочу сделать вам почёт перед моими людьми: идите-ка в свою ладью, да и лягте в ней; когда же я завтра пришлю за вами, так и скажите: не хотим ни идти, ни верхом ехать, а несите нас». Древляне послушались её, так и отвечали назавтра киевлянам. Киевляне им сказали: «Мы люди невольные, князь наш убит, а княгиня замуж идёт за вашего князя». И подняли они лодку, на которой сидели все двадцать послов древлянских, да и понесли к терему княгини: древляне сидели в лодке и величались, а киевляне принесли их на двор к терему да и бросили с лодкой в глубокую яму. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти». А Ольга велела их тут же засыпать живых в этой яме. Потом она послала сказать древлянам: «Я хочу идти за вашего князя, но только ещё пришлите послов, именитых людей, иначе киевляне меня не отпустят». Древляне поверили, послали своих старшин. Ольга велела для них по приезде истопить баню; пошли они туда, а княгиня приказала её зажечь – так они там и сгорели.

Ещё она послала к ним сказать, что идёт сама в их землю, только наперёд надо ей тризну по мужу справить... Вот Ольга и приехала с дружиной к Игоревой могиле. Собрались туда и древляне на тризну. Спрашивают Ольгу: «А где же наши послы?» Она говорит: «Послы с дружиной приедут». Начали древляне пировать; употчевала их Ольга на славу, так что они опьянели. Тогда она велела своим отрокам выпить за их здоровье, сама ушла, а дружина её бросилась на пьяных древлян и принялась их рубить. И погибло их до пяти тысяч человек. А Ольга воротилась в Киев, собрала большое войско и пошла на древлян войной. Древляне тоже вооружились. Дружно ударили киевляне и победили древлян.

Все древлянские города покорились Ольге, кроме Коростеня, того самого, жители которого убили Игоря... Целое лето Ольга с войском простояла под городом, а взять не могла. Наконец посылает им сказать, что лучше им покориться и дань заплатить. Они отвечали, что рады заплатить и мёдом, и мехами. Ольга им на это сказала: «Не нужно, и изнурять вас не хочу, дайте мне только по три голубя да по три воробья с дома». Как услыхали это древляне, обрадовались, что она наложила такую лёгкую дань. Тотчас же её доставили птиц. Она сказала, что завтра же уйдёт в Киев, сама раздала каждому в своём войске по голубю или по воробью да и велела, как стемнеет, привязать к каждой птице серу и трут, зажечь да и пустить на волю. Так и сделали. Голуби и воробьи полетели в свои гнёзда в древлянских домах. Тотчас же все дома в Коростене загорелись. Древляне перепугались, бросились бежать, а Ольгины воины стали их ловить. Часть их сделала Ольга рабами, а на других наложила тяжёлую дань.

Так Ольга отомстила за смерть своего мужа.

3. Аналитическая работа по тексту.

Как к действиям Ольги относитесь вы, люди другого века, другой цивилизации, а может быть, и других национальных традиций?

- Какие чувства вы испытываете к тем, кто стал объектом мести? Какие чувства вызвал у вас этот текст?

4. Объяснение новой темы.

- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, сегодня мы будем говорить о мести, о том, как вести себя человеку в подобной ситуации.

Как поступить: подчиниться ли желанию отомстить и вступить в «порочный круг» или побороть это разрушительное желание? отомстить или отказаться от мести?

Запись темы на доске – «Месть или отказ от мести?»

- Словарная работа.

- Что вы понимаете под словом месть?

Запись на плакате: Мщенье – ср. месть, мста – оплата злом за зло, обидой за обиду, злопамятство, готовность мстить; месть также отвлечённое понятие сего порока. (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М., 1989 г.)

Месть – действие в оплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986 г.)

Месть - намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды. (Малый академический словарь.)

- А возникало ли у вас желание ответить, отплатить злом на причинённое оскорбление, обиду, т.е. отомстить?

- Как вы поступали в такой ситуации?

5. Слово учителя.

Желание отмстить – чувство, знакомое людям разных эпох. И вам оно тоже знакомо, и вы знаете, что сопротивляться ему бывает очень трудно. Вы уже познакомились с героем рассказа В.Солоухина «Мститель». Он ваш ровесник, оказавшийся в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

Как вы относитесь к такому завершению рассказа, которое придумал Владимир Солоухин? Может быть, вас устроил бы другой финал? Какой именно?

(Писателю было важно показать, что от решения не мстить у героя стало легче на душе. – «Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки – приятели».)

6. В.А.Закруткин «Матерь человеческая».

Своё представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая» Виталий Александрович Закруткин.

«Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелёгкая её жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием,- всё это было мне известно…»

Так начинается повесть, которую в полном объёме вы будете изучать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы. О чём рассказывается в повести с таким торжественным названием?

Писатель создаёт исключительную ситуацию: во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остаётся одна Мария, мужа и сына которой повесили.

«Я не смогу жить…-давясь слезами, шептала Мария,- я не хочу жить...Разве можно так жить?» И всё же героиня находит в себе силы жить. Поселившись в погребе на родном пепелище, Мария с большим трудом организовала свой скудный быт. Из тряпья сшила подобие одежды. Приплелись к ней собаки Дружок и Дамка, четыре коровы и три подсёдланные лошади. И стало оттаивать измученное горем сердце. Для каждого из животных женщина находила ласку, и они по-своему выражали ей свою благодарность. Эти бессловесные существа «окружали её, чтобы прикоснуться к своей спасительнице: бархатистыми губами целовали её захолодевшие на морозе щеки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, слетались голуби; у ног хлопотали куры...»

Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожжённую деревню..

7.Чтение текста учителем.

8. Аналитическая работа по тексту:

1.Какой эпизод в данном фрагменте произвёл на вас наиболее сильное впечатление?

2.Обратившись к тексту, опишите, кого увидела Мария в погребе.

(«На земляном полу погреба...багровело пятно крови». «Он не спускал с неё светло-голубых, расширенных от ужаса глаз». Это был раненый, измученный, испуганный мальчишка, «недоросток», желторотый, лопоухий, бессильный, объятый ужасом. Он был безоружен.)

3. Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?

(Скорее всего, чувство жалости, сострадания. В.Закруткин очень «психологично» описывает героя. Можно выделить слова и записать на доске «бледный», «измождённый», «тонкая мальчишеская шея», «был ранен», «испугался», «безоружен», «расширенные от ужаса глаза», «губы дрожали», «бессильно раскинутые руки», «не знавший бритвы пушок на щеках», «мальчишка». Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, за кадушку, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его...»)

4. Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? (Она хотела отомстить.) 5. Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги её подкосились»? Что остановило её?

(«Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который ей показался ей громом: «Мама!». Именно это слово (а не другие – «пощадите», «не убивайте») вложил в уста раненого автор. Сделано это не случайно.

С одной стороны, оно характеризует самого раненого – растерявшегося, насмерть испуганного мальчишку. С другой – объясняет изменение в настроении Марии: слово «мама» словно обожгло её. Мария осознала, кто перед ней: беспомощный, отчаявшийся человек, тяжёлораненый, нуждающийся в помощи .)

Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?

(Мария заботится о нём, хотя понимает, что он «не жилец на белом свете». Она думает об этом с болью и жалостью.)

6.Как вы относитесь к первоначальному, мгновенно возникшему решению Марии «убить убийцу» «во имя высшей справедливости»? Почему, услышав от этого «убийцы» слово «мама», она «ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руке острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его»?

(Потому что она сама могла бы стать убийцей, такой же, как и они.)

Мы с вами люди другого поколения, мы не испытали всех тягот войны, не были свидетелями той страшной катастрофы, которая несёт смерть. Поэтому нам трудно до конца представить всё, что пришлось пережить Марии. Давайте ненадолго перенесёмся в прошлое, в те страшные сороковые годы.

(Фотохроника.)

- Вот что пришлось пережить этой женщине. Но даже перенеся всё это, она смогла побороть в себе желание отомстить и оказала помощь безоружному, страдающему человеку.

9. Вывод.

Месть – это не только явление минувшего, не только феномен существующий на войне или в мире взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый. И я очень надеюсь, что вы сделаете правильный выбор и остановите «эстафету» мщения.

Я очень хочу, чтобы, оказавшись перед таким выбором, вы вспомнили одну из заповедей Христа:

Не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды. (записать в тетрадь.)

10. Домашнее задание.

Учеников одной из школ попросили ответить на вопрос: «На что похожа месть?» Вот некоторые из найденных учениками сравнений:

пожар в лесу

смерч

Месть похожа на бумеранг

водоворот

Дополните этот список своими сравнениями. Выберите, по желанию, одно из сравнений и постарайтесь доказать (в письменном виде), что месть действительно можно сравнить с бумерангом (или с чем-то иным).

МОУ «СОШ посёлка Мариец»

Мари-Турекского района Республики Марий Эл

Месть или

отказ от мести?

(урок внеклассного чтения в 6 классе

по УМК «Вокруг тебя – мир...)

учитель русского языка и литературы

Кадочникова С.В.

2005 – 2006 учебный год

85

Прокофьева Маргарита Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: город Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала: технологическая карта
Тема: "Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый"
Дата публикации: 01.11.2016
Раздел: среднее образование

Прокофьева М.Б. учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей №2» города Михайловска Шпаковского муниципального района
Технологическая карта урока

внеклассного чтения по литературе

«Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может

оказаться каждый»

6 класс

«Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 6 класс. – М., 1999

Тема урока

Месть или отказ от мести?

Тип урока
Изучение нового материала
Цель урока
Создать условия для формирования представлений о мести, ее эволюции в истории человечества
Задачи урока

Образовательные
: на материале произведений добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
Развивающие:
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Образовательные ресурсы
Презентация «Месть или отказ от мести?»
Личностно значимая

проблема
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л. Н. Толстой)
Методы и формы

обучения
Методы: наглядный, эвристическая беседа, частично-поисковый, Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Технологии и приемы
Развитие критического мышления через чтение и письмо. Технология «шесть шляп мышления». Приемы «Кластер», «Дерево предсказаний», чтение с остановками
Основные понятия
Месть, милосердие, человечность, гуманизм
Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД
Научатся: с т р о и т ь с в о и взаимоотношения с другими людьми. П о л у ч а т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я: р а б о т а т ь с художественным текстом; высказывать с о б с тве н н о е мнение, суждения
Регулятивные:
адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА № Этапы урока Формы, методы, приемы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
1.

Организационный

момент
Приветствует обучающихся и гостей Приветствуют учителя и гостей
2.

Стадия вызова
 Актуализация знаний  Пробуждение интереса к получению новой информации Социалогически й опрос Наглядный ряд (рисунки) Ассоциативный Я хочу поговорить с вами о чувстве, которое, наверное, испытывал каждый. ■ Кто любит шутки? ■ Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом? ■ Кто не любит, когда над ним подшучивают? ■ Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»? ■ Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел? ■ Кто хотя бы раз оказался не прав в споре? ■ Кто согласен, что «на обиженном воду возят»? ■ Кто на злобные слова отвечает шуткой? ■ Кто прощал, когда его обижали? ■ А кто не прощал? ■ А из-за чего происходят драки? ■ Если кого-то обидели, какое чувство возникает? (мести) Именно об этом я бы хотела с вами поговорить.
А что такое месть?

Читая

текст

«Повести

временных

лет» о мести Ольги древлянам, вы

проиллюстрировали

д е й с т в и я

Ольги.

С чем она у вас ассоциируется?
Отвечают на вопросы учителя Записывают слово МЕСТЬ и ассоциации к нему
Личностные:
самоопределение, формирование интереса к данной теме.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Познавательные:
подведение знаний под понятие.
ряд Кластер
На что похожа месть?

В каких произведениях вы уже

встречались с этим понятием?
А что бы вы еще хотели узнать об этом понятии? Записывают произведения Формулируют цели урока
3.

Стадия

осмысления
 Ч т е н и е и осмысление художественного текста  сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом  помочь учащимся активно воспринимать материал Беседа Технология «Шесть шляп мышления» Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Давайте обратимся к «Пове сти временных лет» и посмотрим, как оценивается месть Ольги древлянам за смерть Игоря.
За что мстила Ольга?

Какое правило нарушил князь

Игорь?

Какие чувства это вызывало у

древлян, был ли у них другой

выход?

Правильно ли поступила Ольга?

Разобраться

этом

вопросе

помогут шесть шляп мышления.

"Белая шляпа"
- точно и конкретно вы перечислите события, связанные с местью Ольги.
"Жёлтая шляпа"
- похвалите Ольгу, назовите ее положительные стороны, черты характера. В 945г. киевский князь Игорь вместе со своей дружиной отправился в племя древлян за данью. Сбор дани в те времена называли полюдьем. Благополучно её собрав, князь отправился домой. но вскоре вернулся и повторно потребовал уплаты дани. Древляне объединились и дали жестокий отпор. самого Игоря пленили и передали мучительной позорной смерти.
её месть особенная:
а) похороны в ладье; б)сожжение в бане; в)тризна с убийством 5 тыс. древлян; г)война с древлянами; д)сожжение столицы, города
Регулятивные:
формирование умений работать в группе
Коммуникативные:
учет разных мнений; аргументация сво его мнения и позиции в общении; выражение с в о и х м ы с л е й с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; п о н и ма н и е т е к с т о в, извлечение необходимой информации.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание содержания.

" Ч ё р н а я

ш л я п а "
- о т м е т ь т е отрицательные черты г е р о и н и. Укажите, с чем вы не согласны.
"Красная

шляпа"
- вам, ребят а, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает. Расскажите о ваших чувствах.
"Зелёная

шляпа"
- судьба героя в ваших руках, до скажите с в о й, в о з м о ж н о, с ч а с т л и в ы й к о н е ц произведения. Могла ли О льга поступить иначе?
" С и н я я

ш л я п а "

-
вы д ол ж н ы подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
Десять

веков

отделяют

событий,

которыми

«Повести

временных

лет». Однако и в наши дни, в XXI в.,

вопросы,

связанные

т аким

явлением, как месть, по-прежнему

волнуют людей.
- К а к п о с т у п и т ч е л о в е к: подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное чувство. Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации,
предлагает

повести

«Матерь

человеческая»
Коростеня ВЫВОД: Однако не следует забывать, что в то время Ольга была ещё ревностной язычницей и своими действиями, в первую очередь, Ольга исполняла свой священный религиозный долг. Историк Соловьев говорит, оправдывая Ольгу, что «обычай мести был охранительным обычаем, заменявшим правосудие, и тот, кто свято исполняет обязанности мести, является необходимым героем правды» и что «обязанность мести за род человеческий была тогда обязанностью религиозною, обязанностью выражения благочестия».
Чтение с остановками
В и т а л и й

А л е к с а н д р о в и ч

Закруткин.
Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - все это было мне известно... Так начинается повесть, которую в полном объеме мы будем читать в старших классах, а сегодня мы лишь приоткроем отдельные страницы. П и с а т е л ь с о з д а е т исключительную ситуацию: во время В е л и ко й О т ечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей - одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили. И все же героиня находит в себе силы жить. Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню.
Какое испытание?

К а к и е

ч у в с т в а

и с п ы т а л а

описывает

немца?
Пересказывают начало
Вычитывание текста Прием «Дерево предсказаний»
Вызывает он у вас сочувствие?

А у Марии?

Какое

желание

овладело

Марией? Почему она решилась на

убийство?

Как поступит Мария? («Дерево

предсказания»)

Ожидал немец смерти?

Что, по вашему мнению, заставило

Марию

отказаться

мести?

она испытала после этого?

Как изменилось отношение Марии к

немцу?

Какой вывод можно сделать?

Преодолела Мария чувство мести?
Вычитывают из текста Вычитывают из текста Да Нет Вычитывают из текста Убьет, пощадит, пожалеет Да вычитывают
4.

Стадия рефлексии
 помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;  помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала Давайте вернемся к кластеру и подведем итоги. Что бы вы в него добавили или убрали? Над чем заставили вас задуматься эти произведения? Чему научили? Что вы поняли? Месть… Как много стоит подчас за этими пятью буквами! Месть пьянит, лишает рассудка, толкает на необдуманные поступки, заставляя потом мучиться и раскаиваться. Не зря Добавляют ОТКАЗ ОТ МЕСТИ
Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения.
Регулятивные:
оценивание собственной деятельности на уроке
говорят, что впереди мести идут ненависть и гнев, разливая свой яд, а позади – раскаяние, не смея поднять глаз, наполненных слезами. Как поступите вы: подчинитесь ли жажде мщенья и встанете на тропу войны или сможете побороть это разрушительное желание? Это ваш выбор… И чтобы вам не ошибиться в жизни,
я

хочу подарить вам «Правило

бумеранга»
Других не зли и сам не злись, Мы гости в этом бренном мире. А если что не так – смирись. Будь поумнее, улыбнись. Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно. Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно.
5.

Домашнее задание
Доделать кластер и написать небольшое сочинение-размышление
«Месть или отказ от мести – выбор,

перед которым может оказаться

Библия - Левит

Мстить или не мстить, вот в чем вопрос. Если я правильно понимаю Шекспира, то человек, который постоянно находится в состоянии выбора – это по-настоящему свободный человек. Но будучи свободным, он несет ответственность за свой выбор, соглашаясь принять те последствия, которые за ним последуют. Месть – это всегда выбор между желанием отомстить и возможностью простить. И надо сказать, что сделать этот выбор непросто. У каждого решения будут свои последствия – и положительные, и отрицательные. С одной стороны, чувство обиды, чувство злости, чувство ненависти, чувство несправедливости – вызывают у человека жгучее желание отомстить. А с другой, далеко не всегда месть необходима, поэтому можно простить того, кто когда-то причинил тебе вред, не ради него, а ради себя, ради своего будущего. В этой статье, дорогие друзья, мы с вами поговорим о том, что такое месть, в каких случаях она нужна, а в каких нет и как можно отомстить своим обидчикам, если вы решите это сделать.

Что такое месть?

Месть – это такие действия, к которым человек побуждается для того, чтобы навредить людям, которые ранее навредили ему. Побуждающим моментом являются такие чувства, как сильная обида, злость, ненависть, чувство несправедливости, а в некоторых случаях к мести людей побуждает и здравый расчет. Да, месть может быть не только оправданной, но и необходимой. Ниже вы узнаете почему. Вообще, если углубиться в понимание мести, то можно еще много всего интересного и полезного о ней узнать. В частности, можно сказать, что месть долго живет в человеке в виде глубокой обиды и чувства несправедливости, и эти чувства сидят в человеке до тех пор, пока он не отомстит. Это проблема исключительно психологического характера. При необходимости психолог может помочь человеку избавиться от тяжелых душевных ран и тогда этому человеку не нужно будет никому мстить, чтобы успокоиться и чувствовать себя комфортно. Но бывает, что люди мстят по убеждениям, считая месть своим долгом. А иногда бывает и такое, что человек долго носит в себе обиду, но мстить не планирует. Но в один прекрасный момент в его жизни абсолютно случайно возникает такая ситуация, когда он может отомстить своим обидчикам и он это делает – он пользуется появившейся возможностью и мстит. Так что месть может подогреваться чувствами, может руководствоваться разумными соображениями, а может и просто стать чистой случайностью. И довольно непросто вот так взять и сказать, что мстить нужно или не нужно, что это правильно или неправильно. В разных ситуациях решения могут быть разными. Давайте теперь посмотрим, когда нужно и можно мстить, а когда от мести лучше отказаться.

Зачем нужно мстить?

Вначале рассмотрим аргументы за то, чтобы мстить. Первое, чему способствует месть – это душевный покой, комфорт. То зло и тот вред, который нам причиняют другие люди, травмирует нашу психику, ранит нашу душу. И эти травмы переходят в глубокую душевную обиду, которая остается в человеке до тех пор, пока он или не отомстит своим обидчикам, или не простит их. Не будет покоя в душе человека, пока он не разберется со своими обидами. И если месть – это единственная возможность обрести покой, то в принципе, можно и отомстить, особенно если есть такая возможность. Месть может стать для человека своего рода восторжествованием справедливости, наказанием зла, компенсацией за причиненный ущерб, вред. В каждом человеке живет чувство справедливости, которое позволяет ему противостоять злу и бороться с ним. Оно толкает человека к мести, как к единственной возможности восстановить справедливость и обрести душевный покой. Если мы считаем, что все в этой жизни возвращается бумерангом, в том числе и зло, то почему бы нам самим этот бумеранг не запустить в обратную сторону, чтобы тот, кто причинил нам вред, боль, ущерб, зло – не получил в ответ то же самое?

В этом мире постоянной борьбы человек может прибегнуть к разным способам защиты, в том числе и к мести, которая является для его врагов отложенным наказанием. Прощать никто никого не обязан, это вопрос личного выбора. Те, кто говорят о том, что нужно прощать, а не мстить, не могут понять того, что значит жить с чувством злобы и обиды или униженным чувством собственного достоинства, когда человек перестает видеть в себе личность, когда теряет веру в себя, когда он застревает в прошлом и снова и снова испытывает боль, страдания, унижения от своих обидчиков, своих врагов. Эта боль разъедает его душу, обессмысливает его жизнь, делает заложником той ситуации, в которой ему был причинен моральный и/или физический вред, когда он понес какую-то утрату, с которой не может смириться. Сказать такому человеку, что нужно простить зло, значит призвать его это зло возвеличить и преклониться перед ним. Поэтому не стоит осуждать тех, кто желает отомстить своим обидчикам и врагам, чтобы просто снова начать жить, а не убиваться своей злобой и обидой. Если покоя в душе нет, если боль, обида, злость мешают жить нормальной жизнью, то человек вправе расквитаться с тем, кто когда-то этого покоя его лишил. Некоторые люди живут только ради мести, ибо ничего другого в их жизни нет, ради чего стоило бы жить. Может это и неправильно, но так есть.

Я считаю, что каждый человек вправе отомстить тем, кто причинил зло ему самому и всем тем, кто для него дорог. Не от того душа человека не может найти покоя, пока зло не будет наказано, что всем нам свыше предписано прощать тех, кто причинил нам вред. Поэтому каждый сам решает, с помощью чего он будет обретать душевный покой – с помощью мести или с помощью других способов очищения своей души от обид и излечения ее от ран, включая прощение. Это что касается психологической стороны данного вопроса.

Однако у этого вопроса есть еще и практическая сторона, которая делает месть необходимым для нашей жизни явлением. Дело в том, что месть – это такое наказание, которое может настигнуть каждого. Это действительно так – отомстить можно любому человеку, кем бы он не был. Мы все прекрасно знаем о том, что одни поступки людей нужно поощрять, чтобы люди стремились совершать их чаще, а другие необходимо наказывать, чтобы люди их не совершали. Обычно мы поощряем условное добро и наказываем условное зло, считая это не только справедливым, но и полезным для нашей жизни делом. Таким образом мы потворствуем добру и останавливаем зло. Это делает нашу жизнь более спокойной. Но если человек совершил плохой поступок в отношении других людей и не понес за него наказания, то с высокой степенью вероятности он совершит его в будущем снова. Безнаказанность порождает вседозволенность и это приводит к тому, что зла в нашем мире становится больше. Задача мести – остановить зло с помощью ответной агрессии. А точнее, с помощью страха. Когда агрессор боится наказания – он ведет себя более сдержанно. А если он все-таки решится на злой поступок, то понесет адекватное наказание в назидание другим. В данном случае одно зло уравновешивает другое зло. Месть здесь выступает в виде гарантии того, что зло непременно будет наказано, от кого бы оно не исходило.

Есть люди, у которых напрочь отсутствуют такие чувства, как совесть, жалость, сострадание. Они живут по другим правилам, по другим законам, у них свои убеждения, свое понимание жизни. И от причинения вреда другим людям их останавливает только одно – страх. Он позволяет держать таких людей в узде. Тупой, примитивный животный страх – это единственное, что может сдержать зло, живущее в них. И чтобы этот страх в них пробудить – им нужно дать понять, что в случае совершения ими плохих дел, в случае причинения ими вреда другим людям – наказание их обязательно настигнет. Таким образом, месть – это своего рода закон жизни [принцип талиона], который призван карать зло. Око за око, зуб за зуб – это именно тот принцип, которые призван уравнять наказание с причиненным ущербом. Но этот принцип небезупречен, так как очень часто люди причиняют друг другу вред, совершенно не задумываясь о последствиях. Они, что называется, не ведают, что творят. И поэтому последующая месть в таких случаях – это часто не столько устрашение зла, сколько его раскручивание. Тут уже уместно вспомнить слова Махатмы Ганди, который сказал, что принцип “око за око” сделает весь мир слепым. Поэтому грань между необходимой местью и местью, порождающей цепную реакцию, очень тонка.

Тем не менее, в политике, спецслужбах, криминальном мире – месть имеет очень важное значение. Она является проявлением силы. Если ты можешь отомстить – тебя боятся, тебя уважают, с тобой считаются. Никакая агрессия, никакой причиненный врагом вред, никакое предательство не должны оставаться безнаказанными, иначе это будет проявлением слабости, которая, как вы знаете, провоцирует агрессора на проявление еще большей агрессии. Поэтому с этой точки зрения, месть – это не столько обида, сколько вполне практичное действие, практичность которого заключается в том, что ваши враги и недоброжелатели видят в вас силу и поэтому считаются с вами. Но несмотря на практичную сторону мести, она не всегда полезна и не всегда нужна. Давайте теперь посмотрим, в каких случаях от нее лучше отказаться.

Почему не надо мстить?

Теперь мы рассмотрим аргументы против мести. Все-таки, в одних ситуациях мстить можно и нужно, а в других, от мести лучше отказаться. Первый и основной аргумент против мести – это смысл. Вы должны просто понять, что вы получите и что потеряете, если будете кому-то мстить. Плюсы должны перевесить минусы. В некоторых ситуациях месть приводит к тому, что жизнь того человека, который отомстил, становится только хуже. И получается, что такая месть наносит вред не только обидчику, но и тому, кто мстит. И если это вред мстителя довольно существенный, то в такой мести нет никакого смысла. Да и просто важно всегда понимать – что вы получите, если отомстите, какую пользу вам ваша месть принесет. Если даже на душе у вас из-за этого легче не станет, по тем или иным причинам, то зачем вообще тратить на месть свою жизнь? Не надо думать о тех, кому вы мстите – думайте прежде всего о себе. Зло в этом мире все равно никуда не исчезнет, оно будет всегда, а вот ваша жизнь у вас вроде как одна, и разумнее прилагать усилия для того, чтобы сделать ее лучше, а не стремиться ухудшить жизнь другим.

Следующий момент – это ресурсы. Месть требует самых разных ресурсов, прежде всего временных. Чем качественнее ваша месть и чем сложнее вам отомстить человеку из-за его статуса и возможностей, тем больших ресурсов она от вас потребует. Конечно, всегда можно воспользоваться удобным случаем и отомстить человеку легко и быстро, без особых усилий, воспользовавшись его слабостью, проблемами, ошибками. Но рассчитывать на такие случаи, естественно, не приходится. Так что если мстить целенаправленно, обдуманно и эффективно, то потребуются определенные ресурсы. Учитывая это, можно сказать, что не всегда игра стоит свеч. Потому что те же самые ресурсы вы можете пустить на улучшение своей жизни и расширение своих возможностей, а не на бессмысленную месть. А имея большие возможности – вы обретете власть над людьми и при необходимости сможете расквитаться с теми из них, кто когда-то причинил вам вред. Так что в этом смысле лучшей местью вашим обидчикам и врагам будет ваш успех в жизни, который сделает вас сильным и главное счастливым.

Но еще более весомым аргументом против мести является ваше понимание того, что вы не должны и не обязаны мстить. Понимаете – не обязаны. Никто не вправе отговаривать вас от мести, и никто не вправе вас к ней призывать. Вы и только вы решаете, мстить вам или не мстить – это ваш личный выбор. Поступайте так, как вам хочется, как вам удобно и не думайте о чужом мнении на этот счет. Другие могут поступать так, как удобно и как нужно им, а вы поступайте так, как удобно именно вам. И если вы хотите кому-то отомстить, то задайте себе всего один вопрос: зачем вам это делать? Не почему, а именно зачем? То есть, не смотрите в прошлое – не поднимайте свои обиды и не используйте их в качестве мотивации к мести, от них вы можете избавиться другими способами – посмотрите в будущее и скажите, что даст вам ваша месть? Если вы видите в ней пользу для себя – мстите. Если нет – не нужно заставлять себя это делать.

Как отомстить?

Если вы приняли решили мстить тем, кто когда-то причинил вам какой-то вред, обидел, оскорбил, унизил вас, то тогда вам нужно понимать, как правильно это сделать. Отомстить обидчикам можно разными способами, в зависимости от того, кто именно причинил вам вред. Важно понимать главное: месть это блюдо, которое нужно подавать холодным, как гласит итальянская пословица. Чем более холодным будет ваш разум, тем серьезнее вы подойдете к этому делу и тем более успешной окажется ваша месть. Поэтому с местью ни в коем случае не нужно спешить. Время играет вам на руку. Чем дольше ваш обидчик будет оставаться безнаказанным, тем сильнее он расслабится и потеряет бдительность. А вы тем временем разработаете безупречный план мести, который затем воплотите в жизнь.

Месть также требует от человека гибкости. Если вы будете действовать прямолинейно, вы рискуете потерпеть неудачу, последствия которой могут быть такими, что вы вообще можете потерять все возможности отомстить. Поэтому ищете разные возможности отомстить – чем больше их будет, тем лучше. Изучите своего врага, найдите его слабые стороны, узнайте о том, что делает его сильным – высокое положение в обществе, надежные источники дохода, связи с влиятельными людьми, прочее. Все эти опоры можно и нужно будет пошатнуть, чтобы ослабить этого человека. Особенно важно узнать о том, что для вашего обидчика является самым ценным в жизни, самым дорогим, что он боится потерять – это та мишень, ударив в которую, вы гарантированно причините ему существенный вред, а значит, сможете отомстить. Обычно то, что для человека самое ценное в жизни – он тщательно скрывает и охраняет, так как в этом заключается его слабость. А вам надо эту слабость найти и нанести по ней удар. Это как кощеева смерть, которая запрятана в яйце – найдете яйцо, сможете победить кощея, то есть, отомстите своему обидчику.

Ваша месть необязательно должна быть зеркальной. Мстите так, как можете, а не так, как условно будет правильным отомстить. Ассиметричные действия часто намного эффективнее симметричного ответного удара, для которого у вас просто может не хватить ресурсов и возможностей. Так что за око, можно требовать не только око, а за зуб не только зуб. Вы также можете использовать в своих целях врагов своего обидчика. Для этого вам необходимо будет их выявить и затем либо вступить с ними в союз, по принципу: враг моего врага – мой друг, либо просто помочь им разными способами нанести вред вашему обидчику, например, тайно или открыто снабдив их полезной информацией о нем. Так вы сможете отомстить чужими руками. Имейте в виду, что чем более высокое положение в обществе занимает человек, тем больше у него врагов. И слабость этих врагов, как правило, заключается в их не сплоченности. Но если вы поможете им объединить свои усилия, то тогда они смогут справиться даже с очень могущественным человеком. Вообще, хочу заметить, что месть, осуществленная чужими руками – это самая лучшая месть. Стравить своих врагов друг с другом или натравить кого-то на своего обидчика, чтобы тот причинил ему вред, вместо того, чтобы вредить ему своими руками, значит успешно отмстить и остаться при этом чистым. В общем, вариантов мести может быть много. Поэтому всегда ищите именно такой вариант, который окажется наиболее удобным для вас. Неважно, как он будет выглядеть – месть необязательно должна быть красивой и условно справедливой – она должна осуществиться, чтобы вы о ней забыли.

Таким образом, друзья, если вы все-таки решитесь мстить, тогда подходите к этому делу творчески. Обязательно угомоните свои эмоции и включите голову, чтобы все сделать правильно и получить нужный вам результат. Используйте манипуляции, чтобы сделать месть скрытой и неожиданной, а также для того, чтобы использовать других людей, в том числе и врагов своего врага, в этом деле. Я не берусь судить, правильно это или нет, мстить другим людям – это ваш собственный выбор и вам его делать. Но вы должны понимать, что ответственность за этот выбор лежит на вас, а значит и с последствиями своего решения именно вы будете иметь дело. Вы можете отомстить, сделав для этого все возможное, но при этом ухудшить свою жизнь, что-то потеряв и в чем-то проиграв. А можете испытать глубокое и абсолютное удовлетворение от своей мести. Вам необходимо быть морально готовым к обоим этим последствиям.

Оскорблённое человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию - месть. Что же такое месть? Это на-меренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не всё так просто, ведь месть - это сложнейшее и противо-речивое явление в жизни общества.

Основная часть

Месть или отказ от мести - такова основная проблема прочитанного мною текста.

«Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела…раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки». Прочитав это предложение, я понимаю, что автор считает желание отомстить за смерть близких людей чувством, которому трудно противостоять. И его героиня поднимает вилы…

Но в последнее мгновение Мария слышит сдавленный крик: «мама!» Почему именно это слово вложил автор в уста раненого немца? Конечно, сделано это не случайно. Кричать так может только насмерть испуганный мальчишка. В то же время Мария, услышав слово «мама», понимает, что перед ней беспомощный человек, который нуждается в помощи.

И героиня делает выбор. И этот выбор совпадает с позицией автора: у поверженного, а значит, уже неопасного врага, есть право на гуманное отношение.

Эта позиция близка и мне ещё с той поры, когда я прочитала книгу Л.Н. Толстого «Война и мир».

Русские солдаты обогревают и кормят Рамбаля и Мореля, а те, обнявшись с ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно перешёптываются друг с другом. Возможно, они восхищаются благородством русских солдат, выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.

Такова же и позиция писателя Гроссмана в произведении «Жизнь и судьба». Да, война несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить бывшему врагу, который безоружен и страдает.

Заключение

1) Месть или отказ от мести - выбор, перед которым может оказаться каждый из нас.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ

В. Солоухина «Мститель». В душе героя-рассказчика идёт борьба между желанием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удаётся разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Литература полна примеров как великодушных, так и мстительных героев. С одних мы, как читатели, можем брать пример, а другие являются наглядной иллюстраций того, как делать не нужно. «Преступление и наказание» Достоевского так же вмещает в себя таких противоположных персонажей, способных на злодеяния и месть или же на добро и великодушие.

  1. (Месть бесполезна и ведет к плохим последствиям ) Преступление Раскольникова можно назвать своеобразной местью. Его мучит социальная несправедливость, что крайне отталкивающая старуха-процентщица при всем своем богатстве необычайно жадна, а бедные люди живут в нищете. Продумывая и анализируя теорию «тварей дрожащих и право имеющих», герой все-таки решается бросить вызов сложившейся ситуации. Однако его средства для достижения цели – ограбление и убийство, поэтому из его, так называемой, мести проку не вышло – герой лишь совестливо переживал содеянное, не зная, как не сойти с ума. Месть чаще всего и подразумевает жестокость, поэтому даже для достижения справедливого результата не стоит прибегать к злодеяниям: вкус заслуженной победы будет не так сладок, а скорее, только испорчен от горького привкуса мести.
  2. (Сила великодушия и его роль в человеческих отношениях ) Благодаря положительным качествам других персонажей роман Достоевского окрашивается в светлые тона. Сонечка Мармеладова, узнав о поступке Родиона Раскольникова, не отступилась от героя. Напротив, девушка искренне хотела спасти душу бедного молодого человека, поэтому она посоветовала ему покаяться в преступлении. Соня даже читает Раскольникову легенду о воскресении Лазаря с надеждой на возрождение новой жизни. Понимая, что Раскольников сожалеет об убийстве, она сострадает ему, не оставляя без поддержки. Безмерная любовь к людям и отзывчивость Сони смогли вытащить Родиона из ужасной пропасти. Так, автор подчеркивает силу великодушия, которое может спасти человеческую душу.
  3. (Великодушные люди часть становятся жертвами жесткости, это качество не приносит счастья ) К сожалению, даже добрые и сострадающие люди могут сталкиваться с несправедливой местью и жестокостью. Часто они становятся невинными жертвами ситуации, как получилось с Соней Мармеладовой. На поминках ее отца Лужин, несостоявшийся жених Дуни Раскольниковой, подложил в карман девушки сто рублей, чтобы потом обвинить ее в воровстве. Конкретно против Сони Лужин ничего не имел: таким образом, он лишь хотел отомстить Раскольникову за то, что тот выгнал его из квартиры. Зная, что Родион прекрасно относится к Соне, Лужин и воспользовался ситуацией, но Лебезятников спас дочь Мармеладова от клеветы. Месть героя не обвенчалась успехом, все лишь убедились в его безнравственности.
  4. Бороться за справедливость можно и без мести . Следователь Порфирий Петрович в своем деле весьма талантлив, и он догадался о преступлении Раскольникова задолго до его признания. Не имея улик против главного героя, он старался психологически вывести Родиона на чистую воду. После прочтения статьи Раскольникова, его падения в обморок и возмущений, что следователь с ним играет вместо того, чтобы действовать по форме, Порфирий Петрович только убеждается в своей интуиции: «Да уж больше нельзя себя выдать». Однако Порфирий подталкивал Раскольникова к признанию не для того, чтобы облегчить себе работу, или как-то скорее отомстить преступнику настоящим наказанием. Напротив, он делал это из глубокого великодушия и сострадания, ведь явка с повинной может смягчить наказание героя. Порфирий Петрович – человек, для которого справедливость – не пустой звук, однако в своем деле он сочувственно проявляет великодушие к настрадавшемуся Раскольникову.
  5. (Цена великодушия, пример великодушного человека ) Проявление великодушия – задача не из легких, иногда приходится отказываться от желаемого и идти на уступки. Семья Раскольниковых жила совсем небогато, и, чтобы выбраться из бедственного положения, сестра Родиона Дуня собиралась выйти замуж за расчетливого дельца Лужина. Раскольников понимал, что сестра идет на это не из-за любви, а из желания помочь их матери и самому Родиону. Не смиряясь с этой ситуацией, главный герой настаивает на расторжении помолвки: он понимал, что в интересах Лужина будет попрекать Дуню и командовать будущей женой, ведь тот спас ее от нищеты. Дуня была готова пойти на это, что говорит о ее заботе и стремлении помочь родным. Но, к счастью, Родион здесь также оказывается не скуп на великодушие, и не позволяет сестре загубить себе жизнь. Быть великодушным не так легко, для этого нужно быть готовым к самопожертвованию. Кроме того, не менее важно, чтобы люди, ради которых человек идет на уступки, ценили это.
  6. (Может ли месть быть справедливой? Месть судьбы ) Свидригайлов выступает воплощением теории Раскольникова. Его, на первый взгляд, не тревожат муки совести, а ведь он виновен не в одной смерти. Но, если судебные наказания так и не настигли героя, то это не значит, что Свидригайлов не был отомщен судьбой. Сам Аркадий Иванович признается Раскольникову в том, что к нему приходят привидения, а это означает, что персонаж чувствует собственную вину. Месть может быть справедливой и совершаемой не человеком, а роком, именно это и ожидало Свидригайлова. За все содеянное герой был отомщен несчастной судьбой – он остался без поддержки, вследствие чего не выдержал и совершил самоубийство.
  7. Великодушие друзей может выручить любого в трудную минуту. Совершив долгожданное преступление, Раскольников уже не может вести себя, как обычно, хоть и старается отвести от себя всякие подозрения. От бедности убийство старухи-процентщицы его так и не спасло, ведь герой в муках совести и страха избавился от всего украденного. На помощь к Родиону неоднократно приходит его приятель Разумихин, замечавший, что с другом творится что-то странное. Товарищ не ограничивается материальной помощью. Когда Раскольников понимает, что ему стыдно находиться с матерью и сестрой, он просит Разумихина быть с ними и поддерживать его семью. Родион мог полностью положиться на своего приятеля, а тот великодушно поддерживал Раскольникова, как мог.
© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал