Логопедическое занятие на тему слова признаки. Конспект занятия

20.08.2024

Тема: Слова, обозначающие признак предмета

Цели : учить находить в устной и письменной речи, слова, обозначающие признак предмета, формировать умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета, учить подбирать к словам-названиям предметов названия их признаков, уточнить знания детей о жизни некоторых животных; продолжать работу по развитию и речи, памяти, мышления; воспитывать аккуратность, любознательность

Ход урока:

1.Организация класса.

Психологический настрой: (слайд 1) Дети стоят.

Солнце яркое с утра

За окном пришла весна.

Мы начнем урок с улыбок,

Выполним всё без ошибок!

Работа над числом, временем года.

2. Формулировка темы и цели урока.

На какой вопрос отвечает слово яркое ? Что оно обозначает? (признаки предметов)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? (варианты детей)

Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета.

3. Гимнастика для кистей рук. (слайд 2) Логоритмика «Домашние птицы»

4. Минутка чистописания. (слайд 3)

Запишите в тетради сегодняшнее число и день недели.

Начнём работу с чистописания, поупражняемся в красивом, чистом письме.

Какая буква вторая по счёту в слове яр кое?

Предлагаю вам выполнить упражнения в написании буквы р: буквы р, ро,ра,ру.

На какой вопрос отвечает слово яркое? Что обозначает? Как подчеркивается? Подчеркните.

5. Определение актуальности и практического применения учебного материала.

Как вы думаете, для чего нужны в речи слова, обозначающие признаки?

Прочитайте предложение с пропущенными словами и попробуйте догадаться, о ком идёт речь. (слайд 4) (Устно)

В лесу живёт. . . зверь. Это. . . , . . . , _______ .

Вам понятно, о каком звере идёт речь?

В лесу живёт огромный зверь. Это бурый, косолапый ________.

Вот видите, вы сразу догадались. Какие слова помогли нам? Что они обозначают? Слова-признаки уточняют, о каком именно предмете идёт речь.

Что вы знаете о жизни медведей? А ещё у медведицы в январе рождаются медвежата. В обустроенной берлоге им тепло и уютно, и выйдут они оттуда только в апреле.

6. Составление и запись словосочетаний.

А это что за зверь?

Загадка.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит . (слайд 6).

Что вы знаете о жизни ежей?

Зимой ёж спит. Чтобы избежать зимнего голода и холода, в конце осени ежи устраиваются в теплом гнезде из листьев и засыпают до весны. С наступлением весны ёж просыпается. Он питается мышами, мелкими насекомыми.

Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Ёж какой?

Ёж (какой?) колючий. (Письмо под диктовку Драганов Д.) Списывание с доски. Подчеркнуть предмет и признак.

Какая орфограмма в слове ёж? Какое проверочное слово?

А это кто вышел на тропинку?

И зверушек стережёт.

Знают рыжую в лесу - очень хитрую …. (лису)

Что вы знаете о жизни лисы?

Лиса очень хитрая. У неё длинный, пушистый хвост. Сама она охотится на зайцев и мышей.

Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Лиса какая? (на доске карточки со словами: хитрая, рыжая, неуклюжая)

Какое лишнее слово? Кто неуклюжий?

Ибрагим Ц.и Нальгиев пишет у доски, остальные в тетради. (списывание с печатного текста)

Какая орфограмма в слове лиса? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.

А это кто?

Загадка.

По полю скачет - ушки прячет.

Встанет столбом - уши торчком. (слайд 8)

Чем питается заяц? (травой)

Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Заяц какой?

7. Физминутка «Зайчики» (под музыку)

А теперь давайте представим, что мы зайцы и немного отдохнём.

8. Работа по учебнику. (стр.171,упр.25)

Учитель читает текст. Кто герои этой сказки? (заяц и лиса)

Что спрашивает лиса у зайца? Какие у зайца уши? Ноги?

Гимнастика для глаз . По классу развешаны геометрические фигуры- круги красные и квадраты зелёные. Найти их и сосчитать.

Списывание из учебника 1-го предложения (Драганов, Цечоев)

Остальные списывают последние 2 слова Длинные уши. (подчеркнуть признак предмета)

9. Заключение. Игра «Волшебный сундучок»

В коробке спрятаны различные предметы. Найти их наощупь и отгадать. Подобрать к ним признаки. (мягкая игрушка, карандаш, стакан, линейка, кукла)

10. Итог урока. Какие слова мы учились находить и писать? На какие вопросы они отвечают? Выставление оценок.

Дом. Задание. Упр. 25, списать 2-е предложение, подчеркнуть признаки предметов.

Конспект логопедического занятия на тему:

Слова, обозначающие предметы.

Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить усвоение лексического значения слова;

Способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;

Учить задавать вопросы к словам-предметам;

Учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением.

Коррекционно-развивающие:

Корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;

Развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;

Развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;

Развивать мелкую моторику;

Формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

Воспитывать усидчивость.

Оборудование: изображения космического корабля; разрезная азбука; предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка); мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).

Ход занятия

1. Организационный момент .

Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению.

Место, где растёт очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды. (Лес)

Пора года, когда цветут яблони. (Весна)

Длительный перерыв в учёбе для отдыха. (Каникулы)

День, с которого начинается рабочая неделя. (Понедельник)

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.

У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.

Звуковой анализ и синтез:

Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.

Что получилось? («Слова» - набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.

Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь. - Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.

Мы прилетели на планету Слова. Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты

Карб Чтение.

Ждло Стол.

Телва Арбуз.

Выбму Улица.

Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?

Что же это? (Набор букв .)

Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова .)

Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают. )

3. Слова, обозначающие предметы.

Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.

Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв .)

Можно ли из этих букв составить слово?

Какое слово получилось? («предметы »)

Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы »)

На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.

Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу? Почему? (Не назвали предмет .) Девочка, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет, потому что имя девочки не названо .)

Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.

Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.

Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.

4. Физкультминутка.

Дополните каждую фразу, быстро подбирая нужное слово. Считайте количество слов, загибая пальцы на руке.

    Я знаю 5 молочных продуктов…

    Я знаю 5 названий птиц…

    Я знаю 5 лиственных деревьев…

    Я знаю 5 умывальных принадлежностей…

    Я знаю 5 головных уборов…

    Я знаю 5 диких животных…

    Я знаю 5 музыкальных инструментов…

    Я знаю 5 видов спорта…

    Я знаю 5 названий насекомых…

5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?»

Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые.

Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос …«Кто?»

Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос …«Что?»

Всё, что движется само, ест, растёт - живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Работа по карточкам.

Проведите линию от вопросов к предметам.

6. Закрепление знаний по теме.

1. - Слова - предметы приглашают вас поиграть с мячом.

1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово - предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.

2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.

Дом - …? Кто? - … Ложка - …? Что? - … Комар - …? Что? - … Улитка - …? Кто? - … Стул - …? Что? - … Тигр - …? Кто? - … .

2. Игровое упражнение «Прогулка по лесу».

На планете Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему кораблю. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»

Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.

7. Работа по преобразованию слов.

Нам пора лететь домой. Но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».

Запишите пары слов в ваших «бортовых журналах». (Работа у доски и в тетрадях ).

Слова: капля - цапля, дверь - зверь, мак - рак, дом - сом, пышка - мышка.

Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.

8. Итог занятия.

Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.

С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами .)

Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые .)

На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?, что? )

Тема: «Знакомство со словами, обозначающими признак предмета»

Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета. Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие вопросы отвечают, их графическое изображение). Совершенствовать навыки словообразования. Обогащать словарный запас. 2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать психические процессы: ориентировку в пространстве, восприятие, внимание, память. 3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.

Ход занятия:

I . Речевая разминка

Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:

*У нас гость унёс трость.

*Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.

*У ёлки иголки колки.

*Краб крабу сделал грабли.

II . Организационный момент

Игра "Вершки и корешки" (развитие ориентировки в пространстве)

У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).

Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку.

Слова: капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан

III . Повторение пройденного материала

Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?

Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.

Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.

IV . Основная часть

1.Знакомство со словами, обозначающими признак предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет груша.

Что у тебя в руках? Скажи, какая она по цвету? форме? вспомни её вкус? Логопед выставляет предметную картинку груша и её слова-признаки на доске:

груша - зелёная, треугольная, сладкая

К предмету - груша, мы подобрали слова, обозначающие признаки этого предмета. Перечислите эти слова.

Что мы узнали о груше с помощью этих слов? (то, какая она: зелёная, треугольная, сладкая).

По аналогии подбираются признаки к словам: лимон и яблоко:

лимон - жёлтый, овальный, кислый

яблоко - красное, круглое, сочное

Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко? грушу? лимон? (выставляются вопросы на доску напротив слов-признаков).

Какое? Какая? Какой?

Сегодня, мы будем работать со словами, которые обозначают признак предметов.

2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)

У вас на столах находятся предметные картинки и вопросы, которые задаются к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос, подходящий к этому предмету и ответить на него.

Предметные картинки: мяч, стол, петух, солнце, лиса, озеро, кастрюля, дождь, бабочка (по 5 картинок каждому ребёнку)

Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признак предметов? (ответы детей)

В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным. Эти слова необходимы для точности описания предмета, для образности и украшения нашей речи. Подчёркиваются они волнистой линией.

3.Физминутка

Мы шагаем по дороге

Поднимаем наши ноги

Быстро-быстро побежали,

А потом присели, встали

Прыг-скок, прыг-скок,

А потом присели - всё!

Пальчиковая гимнастика (с массажным мячиком)

В руку мячик я возьму -

раз сожму, два сожму,

И в другую положу -

раз сожму, два сожму,

Меж ладошек положу -

покружу-покружу,

По всем пальчикам пройду

И на место положу.

4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам (развитие навыка словообразования)

Решите пример и запишите словосочетание, которое получится из слов, путём сложения:

солнце + день; дом + уют; яблоко + сок; снег + баба

Проверка (на доску выставляется образец логопеда):

5.Работа с деформированным текстом (в парах)

Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами.

Необходимо записать предложения в правильной последовательности.

Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?

Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой (проверка).

V . Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)

Логопед "бросает" слово-предмет, а ученик-слово, обозначающее его признак.

Например: логопед - небо, ученик - голубое.

Слова: мяч, книга, заяц, солнце, дом, снег, петух, помидор, кукла, сок, цветок.

VI . Итог. Оценка.

Наше занятие подошло к завершению.

С какими словами мы сегодня работали?

На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?

Для чего нужны слова-признаки в нашей речи?

Ребята, вы молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики". Оцените себя, прикрепив смайлик на доску под оценкой, которую вы поставили себе за работу на занятии.

Киселева Ольга Евгеньевна. Мой идентификатор:232-639-062.

Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Слова-признаки.

Цели:

Активизация знаний детей по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов»; - формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе;

Научить составлять предложения по заданной схеме.

Развитие фонематического восприятия, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения;

Воспитание положительной мотивации к обучению.

Оборудование: муляжи овощей, рисунки с искаженным цветом овощей; две корзинки, карточки со словами - предметами и словами-действиями; осенние листья.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Цель: активизировать внимание детей.

Физминутка.

Солнышко проснулось,

Лучами потянулось.

Раскрылись листочки,

Распустились цветочки.

Да и ты не зевай,

Солнцу щечки подставляй.

Взбодрились. Можем начинать наше занятие.

Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели? (Записать в тетради число.)

2. Повторение пройденного материала.

Дети читают слова, написанные на карточках, и распределяют их в два столбика, прикрепляя на доску.

( ДЕНЬ, ПОГОДА, ЛЕС, НЕБО, СПИТ, ГУЛЯЕТ, РИСУЕТ, ПОЁТ)

(Дети зачитывают слова в первом столбике: ДЕНЬ, ПОГОДА, ЛЕС, НЕБО)

Поставьте вопрос к словам. Что обозначают эти слова?Как мы называем эти слова?

Назовите слова-предметы, которые вас окружают? (Это слова-предметы.)

Какой вопрос мы задаем к этим словам? (К словам-предметам задаем вопрос «Кто?», «Что?»)

Как мы подчеркиваем слова-предметы? (Слова-предметы мы подчеркиваем одной чертой.)

Прочитайте слова на доске во втором столбике.

(Читают слова во втором столбике: СПИТ, ГУЛЯЕТ, РИСУЕТ, ПОЁТ.

Поставьте вопрос к словам. - Что они обозначают?

Как мы называем эти слова? (Это слова-действия.)

Какие вопросы мы задаем к словам-действиям? (К словам-действиям, задаем вопрос:«Что делает?», «Что сделает?»)

Как мы подчеркиваем слова-действия? (Слова-действия подчеркивают двумя чертами.)

3. Работа по новой теме.

Сегодня мы узнаем много новых слов, которые помогут нам рассказать о цвете, форме, величине и вкусе предмета.

Какое сейчас время года? (Осень.)

Чем занимаются люди осенью на садовых участках? (Собирают урожай овощей.)

К нам на занятие пришел гость. (В костюме огородника входит школьник.)

Кто это?

Правильно. Это огородник! Как вы думаете, почему его так называют? (Огородник – это человек, который работает на огороде.) Он принес с собой много овощей. Давайте посмотрим, что именно он нам принес (огородник показывает овощи).

(Дети берут овощи из корзины.)

Посмотрите, что это? (Это помидор, перец, морковь, свекла.)

Для того, чтобы узнать подробнее об овощах, будем задавать вопрос «Какой?»

Какие овощи по величине?

Помидор (какой?) большой. Перец (какой?) большой. Морковь (какая?) маленькая. Свекла (какая?) маленькая.

Какие овощи по вкусу? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор сладкий, перец горький, морковь сладкая, свекла сладкая.)

Какие овощи на ощупь? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор гладкий, морковь шероховатая, перец гладкий, свекла шероховатая.)

Какие овощи по цвету? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор красный, перец зеленый, морковь оранжевая, свекла бордовая.

Ребята, а вы знаете, как называются слова, которыми вы описываете овощи? (Эти слова называются слова - признаками.)

Вы сейчас называли признаки предметов.

Запишите в тетрадь тему нашего занятия - слова- признаки.

Работа у доски. Определите признаки предметов и запишите.

Перец (какой? по вкусу) горький.

Свёкла (какая) по форме) круглая.

Огурцы (какие? на ощупь) шероховатые.

Назовите вопросы, на которые отвечают слова-признаки.

Слова признаки подчеркивают волнистой линией.

4.Пальчиковая гимнастика с прищепкой.

Посмотрите, к нам пришел котенок. Он очень любит играть. Давайте с ним поиграем.

«Котенок»

При произнесении каждого слова дети «кусают» прищепками пальчики, начиная с указательного, в прямом и обратном направлении со сменой рук.

Кусается сильно котёнок глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться- скажу тебе: «Кыш»

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Будьте внимательны. Хлопните в ладоши, когда услышите в слове – признаке звук.

С – сладкий, горький, спелый, сочный, зеленый, хрустящий, красный.

Л – спелый, гладкий, острый, круглый, сочный, зрелый, желтый.

(Хлопают в ладоши, когда слышат в словах заданные звуки.)

6.Профилактика миопии.

Цель: упражнять глазодвигательный механизм.

Огородник рассыпает листья.

Проследите за кружащимся листочком.

(Следят глазами за движением листочка, не поворачивая головы.)

Ребята, а вы узнали листья каких деревьев падали?

«Назови, правильный признак: какой?»

Лист березы - березовый;

Рябины - рябиновый;

Дуба - дубовый; .

Клена - кленовый;

6. Развитие зрительного внимания.

Посмотрите, огородник нарисовал свои овощи. (Огородник демонстрирует рисунки овощей)

(Дети рассматривают рисунки.)

Давайте посмотрим все ли правильно на его рисунках? (Огородник неправильно разукрасил овощи.)

Что не так? (Капуста зеленая, огурец зеленый, помидор красный.)

Запишите в тетрадь правильные цвета овощей.

7. Динамическая пауза.

Огородник хочет научить вас работать в огороде.

Мы лопатки взяли, грядки раскопали.

Грабли в руки взяли, грядки разровняли.

Семена рядами дружно мы сажали,

а потом водою теплой поливали.

8. –Ребята, огородник приготовил для вас стихотворение, послушайте.

Приходите в огород

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород -

Очень интересно. (Е. Благинина)

-Куда нас приглашает огородник? Зачем?

Что растет в огороде?

(Огородник прощается и уходит)

До новых встреч, ребята.

8. Согласование существительных с прилагательными.

Посмотрите, как много овощей вырастил огородник. Давай попробуем сделать заготовки на зиму. (Работа по карточкам)

Салат из капусты (какой?) ____________ (капустный.)

Салат из свеклы (какой?)____________ (свекольный.)

Икра из кабачков (какая?)___________ (кабачковая.)

Икра из баклажанов (какая?) ________________(баклажанная.)

Пюре из картофеля (какое?)________________ (картофельное.)

Допишите словосочетания, подчеркните слово - признак волнистой линией.

9. Пальчиковая гимнастика.

Сейчас покажем как можно заготовить на зиму капусту.

Капуста.

Мы капусту рубим-рубим.

Мы капусту солим-солим.

Мы капусту трём-трём.

Мы капусту жмём-жмём.

10. Составление предложений.

Гроза.

Поднялся ветер. Закружились в воздухелисточки.

Перестали квакатьлягушки. В небе сверкнуламолния.

(Записывают составленные предложения в тетрадь, подчеркивают слова-признаки)

11. Итог занятий.

К нам на занятие приходил огородник.

Какие овощи нам принес огородник? (Огородник принес спелые помидоры, сладкую морковь, сочную капусту.)

С какими словами мы познакомились? (Сегодня мы познакомились со словами-признаками.)

Как подчеркиваем слова-признаки? (Слова-признаки подчеркиваем волнистой чертой.)

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Активизация знаний детей по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  2. Развитие фонематического восприятия и слуха, фонематического анализа и синтеза, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения.
  3. Воспитание положительной мотивации к обучению.

Оборудование:

  • натуральные овощи;
  • рисунки с искаженным цветом овощей;
  • три корзинки;
  • костюм огородника;
  • цветовые символы;
  • карточки со словами-предметами и словами-действиями;
  • желтые и красные листья.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Введение в тему занятия.
  4. Профилактика миопии.
  5. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  7. Развитие зрительного внимания.
  8. Динамическая пауза.
  9. Согласование существительных с прилагательными.
  10. Составление предложений, запись в тетрадь.
  11. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Цель: активизировать внимание детей.

Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели?

  • Какое сейчас время года? (Осень.)
  • Чем занимаются люди осенью на садовых участках? (Собирают урожай овощей.)

Сядет тот, кто назовет овощи. (Помидоры, морковь, кабачки, патиссоны, перцы.)

(Садятся за парты.)

2. Повторение пройденного.

Цель: активизировать знания детей по темам: «Слова, обозначающие предметы» и «Слова, обозначающие действия предметов».

Прочитайте слова на доске в первом столбике.

(Дети зачитывают слова в первом столбике.)

  1. Как мы называем эти слова? Назовите слова-предметы, которые вас окружают? (Это слова-предметы.)
  2. Какой вопрос мы задаем к этим словам? (К словам-предметам задаем вопрос «Кто?», «Что?»)
  3. Как мы подчеркиваем слова-предметы? (Слова-предметы мы подчеркиваем одной чертой.)
  4. Назовите слово-предмет, которое относится к овощам? (Баклажан.)
  5. Из чего состоят слова? Назовите слоги? (Слова состоят из слогов. БАКЛАЖАН – 3 слога.)
  6. Из каких звуков состоит это слово? (Характеризуют звуки слова, обозначают каждый звук определенным цветовым символом.)

Фонематический анализ и синтез.

БАКЛАЖАН

Б – согл., зв., тверд. (синий)

А – гл. (красный)

К – согл., гл., тв. (синий)

Л – согл., зв., тв. (синий)

А – гл. (красный)

Ж – согл., зв., тверд (синий)

А – гл., (красный)

Н – согл., зв, тв. (синий)

Прочитайте слова на доске во втором столбике.

(Читают слова во втором столбике.)

  1. Как мы называем эти слова? (Это слова-действия.)
  2. Назовите слова-действия? Какие вопросы мы задаем к словам-действиям? (К словам-действиям, задаем вопрос: «Что делает?», «Что сделает?»)
  3. Как мы подчеркиваем слова-действия? (Слова-действия подчеркивают двумя чертами.)

Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

3. Введите в тему.

Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы урока, дать наиболее полное определение новым понятиям.

Сегодня мы узнаем много новых слов, которые помогут нам рассказать о цвете, форме, величине и вкусе предмета. Для этого к нам на занятие пришел гость. (В костюме огородника входит школьник.)

Кто это? (Это дачник – огородник.) Это огородник! Как вы думаете, почему его так называют? (Огородник – это человек, который работает на огороде.) Он принес с собой много овощей. Давайте посмотрим, что именно он нам принес (огородник показывает овощи).

(Дети берут овощи из корзины.)

  • Посмотрите, что это? (Это помидор, перец, морковь, свекла.)
  • Для того, чтобы узнать об овощах, будем задавать вопрос «Какой?»
  • Какие овощи по величине? (Помидор большой. Перец большой. Морковь маленькая. Свекла маленькая.)
  • Помидор – какой? Перец – какой? Морковь – какая? Свекла – какая?
  • Какие овощи по цвету? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор красный, перец зеленый, морковь оранжевая, свекла бордовая.)
  • Какие овощи по вкусу? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор сладкий, перец горький, морковь сладкая, свекла сладкая.)
  • Какие овощи на ощупь? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор гладкий, морковь шероховатая, перец гладкий, свекла шероховатая.)
  • Ребята, а вы знаете, как называются слова, которыми вы описываете овощи? (Эти слова называются слова признаками.)

Эти слова признаки, их подчеркивают волнистой линией.

4. Профилактика миопии.

Цель: упражнять глазодвигательный механизм.

Огородник рассыпает листья.

Проследите за кружащимся листочком.

(Следят глазами за движением листочка, не поворачивая головы.)

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Цель: развивать умение определять на слух наличие заданного звука в слове.

Будьте внимательны. Хлопните в ладоши, когда услышите в слове – признаке звук.

С – сладкий, горький, спелый, сочный, зеленый, хрустящий, красный.

Л – спелый, гладкий, острый, круглый, сочный. Зрелый, желтый.

(Хлопают в ладоши, когда слышат в словах заданные звуки.)

6. Развитие мелкой моторики.

Цель: развивать мышцы пальцев рук.

Огородник предлагает детям собрать овощи в корзинки.

В 1-ю корзину соберите красные, гладкие овощи.

Во 2-ю корзину соберите маленькие красные и зеленые овощи.

(Раскладывают овощи по корзинам в соответствии с заданными признаками.)

7. Развитие зрительного внимания.

Цель: развивать зрительное внимание, соотносить изображение с оригиналом.

Посмотрите, огородник нарисовал свои овощи. (Огородник демонстрирует рисунки овощей, закрашенные неправильно.)

(Дети рассматривают рисунки.)

Давайте посмотрим все ли правильно на его рисунках? (Огородник неправильно разукрасил овощи.)

Что не так? (Капуста зеленая, огурец зеленый, помидор красный.)

Запишите в тетрадь правильные цвета овощей.

8. Динамическая пауза.

Цель: предотвратить мышечную усталость.

Огородник хочет научить вас работать в огороде.

(Выполняют движения по подражанию, под музыку.)

Мы лопатки взяли, грядки раскопали.
Грабли в руки взяли, грядки разровняли.
Семена рядами дружно мы сажали,
а потом водою теплой поливали.

9. Согласование существительных с прилагательными.

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать относительные прилагательные.

Посмотрите, как много овощей вырастил огородник. Давайте поможем ему сделать заготовки на зиму.

  • Салат из капусты «Какой?» (Салат капустный.)
  • Салат из свеклы «Какой?» (Салат свекольный.)
  • Икра из кабачков «Какая?» (Икра кабачковая.)
  • Икра из баклажанов «Какая?» (Икра баклажанная.)
  • Пюре из картофеля «Какое?» (Картофельное пюре.)

Запишите два словосочетания с маленькой буквы, следующее с новой строки, подчеркните слово признак волнистой линией.

(Записывают два словосочетания в тетрадь, «огородник» записывает 2 словосочетания на доске.)

10. Составление предложений.

Цель: научить составлять предложения по заданной схеме.

Ребята, огородника попросили рассказать о тех овощах, которые он вырастил. Давайте поможем ему. Но для этого нужно составлять предложения по схеме: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, слово-предмет.

(Составляют предложения по схеме. Записывают предложения на доске.)

  • Огородник вырастил сочные помидоры.
  • Огородник вырастил сладкую морковь.

Запишите предложения в тетрадь, подчеркните слова признаки волнистой линией.

(Записывают составленные предложения в тетрадь, подчеркивают слова-признаки. «Огородник» спрашивает школьников, помогает в составлении предложений.)

11. Итог занятий.

Цель: выяснить отношение обучающихся к уроку, оценить работу на уроке.

К нам на занятие приходил огородник.

  • Какие овощи нам принес огородник? (Огородник принес спелые помидоры, сладкую морковь, сочную капусту.)
  • С какими словами мы познакомились? (Сегодня мы познакомились со словами-признаками.)
  • Как подчеркиваем слова-признаки? (Слова-признаки подчеркиваем волнистой чертой.)

Наш гость благодарит вас за работу и дарит корзинку со свежими овощами.

Оценка работы каждого обучающегося.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал