Деятельность пмпк в условиях современного образования. Организация деятельности пмпк в образовательной организации Основными задачами пмпк являются

09.03.2024

Деятельность Психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК).

1. Цели, задачи ПМПК, состав специалистов.

2. Принципы ПМПК.

3. Функции ПМПК.

На сегодня проблема ранней диагностики и профилактики нарушений в развитии стоит особенно остро, т.к. чем раньше родители с ребенком обратятся со своей проблемой в специальные службы, тем эффективнее будет оказанная им помощь.

Патронаж - вид помощи ребенку, родителям, педагогам в решении проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, становлением человека как личности.

Медико - социально - психолого - педагогический патронаж - мероприятия комплексной реабилитационной помощи, ориентированные на семью ребенка с отклонением в развитии, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов (единство диагностики, поиска образовательного маршрута, разработки реабилитационных программ).

Этот патронаж осуществляется психолго- педагогическими и медико- социальными учреждениями и службами гос. образования и социальной защиты и др. негосударственных учреждений: общественные учреждения, ассоциации, благотворительные фонды.

Базовой основой патронажа является ПМПК , диагностические реабилитационные центры, социальные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система Медико - психолого - педагогической помощи формируется как часть системы специального образования, координирует свою деятельность с научно- методическими учреждениями, с учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения.

Таким образом, ПМПК оказывает большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

Психолого - медико - педагогические комиссии (консультации) создаются на:

Региональном уровне (главенствующая) и

Муниципальном уровне (городские, районные ПМПК) - консультации как подразделения образовательного учреждения и медико - социальной помощи или как центр диагностики и консультации.

Консилиумы на базе образовательного учреждения.

Цель ПМПК - определение на основании диагностики специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию интеграцию в социуме детей и подростков с отклонением в развитии.

Задачи ПМПК :

1) Разработка и осуществление медико - психолого - педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в развитии.

2) Своевременное обследование ребенка раннего, дошкольного школьного возраста, выявление нарушений физического, интеллектуального, эмоционального развития с целью оказания коррекционной помощи.


3) Помощь в предупреждении отклонений в развитии.

4) Выявление готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, определение форм обучения, разработка индивидуальных рекомендаций по лечению, обучению, воспитанию.

5) Оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.

При необходимости специалисты пересматривают ранее поставленные детям диагнозы (заключение ПМПК). От комиссии поступают предложения по дальнейшей организации специализированной помощи в регионе.

Состав специалистов:

Заведующая;

Социальный работник;

Психолог (со знанием клинической или специальной психологии);

Врач - психиатр;

Дефектологи(олигофренопедагог, логопед, на региональном уровне в ПМПК: тифлопедагог, сурдопедагог);

Методист;

Врачи (отоларинголог, ортопед, невропатолог);

Возможно участие воспитателей.

Отбор детей в специальные учреждения, комплектование групп в соответствии с возрастом, видом нарушения развития также осуществляется специалитсами ПМПК районного уровня и в учреждении.

При этом они руководствуются следующими принципами:

1) Отграничение детей с разными видами нарушений (д/с компенсирующего V вида (для детей с нарушениями речи)).

2) Дифференцированное обучение по степени тяжести отклонения (д/с для слепых и д/с для слабовидящих).

3) Возрастной принцип(в каждую группу зачисляются дети определенного возраста от 2 - 7 лет).

4) Целостный, комплексный подход к ребенку (взаимосвязь в работе всех специалистов, обследование всех сторон психической деятельности и личности). В спец. ДОУ работает врач, помогающий точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит лечение, следит за соблюдением режима.

5) Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.

6) Анализ динамики развития ребенка.

7) Использование в условиях ПМПК обучающего эксперимента с ориентацией на ЗБР ребенка, в форме игры и т.д.

8) Индивидуальная работа с ребенком, в малых группах, с родителями, в присутствии нескольких специалистов.

Функции ПМПК (направления деятельности):

1) Экспертно-диагностическая.

Обеспечивает высоко - профессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной помощи психолога, мед. работников, социального работника.

Соблюдается:

Достоверность диагностики;

Своевременность (ранняя диагностика, постановка вопросов о подозрении на наличие отклонений в развитии);

Комплексная, всесторонняя диагностика (учет медицинских, педагогических, психологических, социальных аспектов диагностики, что выявляется специалистами различных профилей);

Динамическая диагностика отклонений в развитии (анализ анамнестических и катамнестических данных, наблюдение за ребенком на разных возрастных этапах).

Так реализуется целостный подход к ребенку.

Оформление заключения (см. образец) и

Определение специальных образовательных потребностей детей в соответствии с возрастными особенностями развития, интересами, способностями, «социальной ситуацией развития»

Определение условий (тип, вид ОУ, программа), форм получения образования (фронтальная, индивидуальная; на дому, смешанное обучение),

Совмещение обучения и лечения с решением вопросов социальной защиты ребенка.

2) Информационная (формирование базы данных о детях с отклонениями, об учреждениях специального образования, здравоохранения, соц.защиты).

3) Аналитическая :

Планирование обследования;

Определение процедуры и условий обследования;

Обсуждение результатов обследования всеми специалистами.

4) Организационная (координация деятельности городских и районных ПМПК, контроль ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и т.д.

5) Методическая.

Осуществляется на трех уровнях системы ПМПК, где:

Единый пакет стандартизированных диагностических методик для обследования, но набор для каждого индивидуален (в соответствии с планом обследования).

Единые требования к формам документации и статистической отчетности по результатам обследования.

Единые требования к процедуре обследования.

Обязательное повышение квалификации на курсах для специалистов (не реже 1 раза в 5 лет).

6) Консультативная :

Консультации детей и подростков,

Консультации родителей, законных представителей ребенка, педагогов, медицинских и социальных работников.

7) Функция сопровождения (контроль эффективности рекомендаций ПМПК и динамики развития ребенка - через ПМП-е консилиумы образовательных учреждений и через родителей).

8) Просветительская (просвещение по вопросам в различных формах: лекции, тренинги, консультации и т.д., распространение печатной продукции для детей, населения в целом, специалистов, СМИ)

Обращение в ПМПК:

Родители и работники учреждений с согласия родителей.

Педагоги направляют родителей к психиатру, предоставляют психолого-педагогическую характеристику на ребенка, что поможет определить существующие трудности, особенности развития у ребенка. Если через образовательное учреждение родителям обосновывается положительная роль официального направления и др. документов для решения проблемы ребенка. Без согласия родителей или ответственных лиц в ПМПК не направляются. ПМПК в свою очередь гарантирует конфиденциальность сведений о ребенке.

Направляются дети и подростки отклонения в развитии которых препятствуют пребыванию, адаптации, развитию и образованию детей и подростков в учреждениях, в семье, в социуме.

До обследования педагогами и психологами проходит медицинская диагностика:

Осмотр ребенка,

Сбор анамнестических сведений,

Оценка соматического, неврологического и психического состояния ребенка (общий осмотр: состояние анализаторов, особенности лица, конечностей и т.д., оценка нервной системы, наличие патологий в развитии артикуляционного аппарата).

Далее обследуется состояние психического развития ребенка: интеллектуального, речевого, эмоционального. Обследование начинается с изучения неречевых функций. Важно определить, какие звенья в структуре психической деятельности не сформированы (либо нарушены), чтобы строить изучение ребенка с учетом зоны актуального развития и с ориентацией на зону ближайшего развития (определение направлений коррекционной работы).

Состояние психических процессов оценивается в соответствии с возрастными особенностями развития психики ребенка. (исследование с помощью различных методик) Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, конструктивной деятельностью, его поведением в различных ситуациях.

Методы:

Наблюдение,

Эксперимент,

Одновременно исследуется понимание речи, речевое и неречевое общение, речевая активность ребенка, далее - речевое развитие (особенности звукопроизношения и т.д.). При обследовании используется наглядность. Методы и приемы выявления отклонений в развитии ребенка подбираются в соответствии с возрастом и с учетом предполагаемого дефекта у ребенка (к Пр., слабослышащему ребенку задают вопросы громким голосом).

Особенно затруднено обследование непонимающих, неговорящих, детей с нарушением поведения, с повышенной психологической истощаемостью. Трудно дифференцировать близкие по внешнему проявлению состояния, причины, прогноз может быть различным.

В любом случае обследование и в ДОУ и в ПМПК должно быть совместным, согласованным со всеми специалистами, рповодится с учетом возрастных, личностных особенностей, идет не только выявление затруднений ребенка, но и оценка сохранных возможностей ребенка, на которые опираются при отборе содержания и форм обучения и воспитания. Обследование должно быть индивидуальным (в плане отбора заданий, упражнений, речевого и дидактического материала). Заключении выносится всеми специалистами

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ББК 56.14я75

Рецензенты: Куфтяк Елена Владимировна , доктор психологических наук, профессор КГУ им. Н.А. Некрасова;

Логвинова Галина Васильевна , практический психолог.

Составители: Сычева Наталья Викторовна , заведующий муниципальным бюджетным учреждением города Костромы «Психолого-медико-педагогическая комиссия»;

Бобкова Елена Николаевна , кандидат педагогических наук, заместитель заведующего по методической работе муниципальным бюджетным учреждением города Костромы «Психолого-медико-педагогическая комиссия».
Деятельность ПМПК в условиях современного образования /

Сост. Сычева Н.В., Бобкова Е.Н. - Кострома, 2015.
Методическое пособие адресовано специалистам психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В пособии рассматриваются вопросы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации, предложены образцы документации по работе школьных консилиумов, даны ответы на часто задаваемые вопросы по деятельности ПМПК, представлено мнение врачей-психиатров о необходимости медицинского сопровождения детей с нарушениями поведения и трудностями в обучении.
© Комитет образования, культуры, спорта

и работы с молодежью Администрации города Костром


Содержание

1. ПМПК: НОВЫЙ ВЗГЛЯД. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК. ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ.

Кто-то остроумно подметил скрытый смысл в аббревиатуре «ПМПК»: «Помощь Может Понадобиться Каждому».

Абривиатура «ПМПК» становится в последние годы все более знакомой и понятной тем, кто столкнулся с проблемой в развитии, воспитании и обучении детей. Это, прежде всего родители, педагоги, врачи, социальные и медико-социальные службы. По последним статистическим данным происходит снижение числа здоровых новорожденных: 70% - физиологически незрелых и лишь 4% абсолютно здоровых детей.

Есть дети, которым помощь нужна уже сейчас – это, прежде всего, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – организация, в составе которой работают специалисты разных направлений для различных нозологий (нарушений развития): дефектолог, логопед, психолог, психиатр, педиатр, офтальмолог, невролог, ортопед, оториноларинголог.

В ПМПК могут обратиться родители сами, по собственной инициативе, или по направлению от специалистов. Если врачи или педагоги замечают какие-то особенности в развитии ребёнка и не могут самостоятельно помочь ему и семье, то направляют ребёнка на комиссию. Первая задача ПМПК правильно квалифицировать то, что происходит с ребёнком. При разных нарушениях – свои специфические отклонения. Именно их необходимо учитывать в процессе обучения.

Главная задача – выявить сильные и слабые стороны ребёнка. После этого определить, нужна ли ребёнку адаптированная (специальная) программа, а также дополнительные образовательные или реабилитационные услуги. Специалисты ПМПК не диагностируют какие-либо заболевания (диагноз, как правило, ставит врач), а видит их проявления сквозь призму психолого-педагогических методов и знаний в сфере дефектологии. ПМПК не определяет, где будет учиться ребёнок. Это решают родители совместно с органами управления образования, а ПМПК отстаивает интересы детей с особенными потребностями.

Все дети имеют право на обучение и образование – это базовое право любого ребёнка. Не все дети могут реализовать это право без специально созданных образовательных условий.

В сфере образования в настоящее время происходят существенные изменения, связанные со следующими факторами:

Новое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья;

Изменение нормативно-правовых основ специального образования, возможность выбора родителями формы обучения и типа образовательного учреждения для своего ребенка;

Разработка и внедрение стандартов образования для детей с ОВЗ и психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в процессе обучения;

Эффективное решение вопросов их социализации и интеграции.

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество обусловлена рядом причин: воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии; активное участие в данном процессе самого ребенка; совершенствование системы социальных отношений.

Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что «при всех достоинствах, наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь». Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития, является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

Система специального образования в нашей стране накопила огромный теоретический и практический опыт, и существуют такие категории детей, потребности которых могут быть реализованы только в специальных отдельных образовательных организациях, классах, группах.

Между тем, совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Общество должно предоставить любому человеку право выбора получения образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. От того, насколько быстро мы сможем преодолеть процессы дифференциации внутри образовательной системы, и перейти к развитию интеграционных технологий зависит будущее нации. На пути становления интегрированного образования, одной из главных задач является формирование позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

В 2013 году, после вступления в силу Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 1082, который ввел в действие новое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (далее Положение). Положение определило и конкретизировало цели, задачи, функционал, ответственность и порядок деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на современном этапе.

В новом Положении отмечается важность своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а также необходимость подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Положение вводит новое требование , определяющее деятельность комиссии: информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Т.е. обр.орг имеет право предложить род (зак.пред) пройти обслед в ПМПК,но она не в праве требовать отчета о результате обследования и даже факте посещения.Члены комиссии также не имеют права разглашать эту инф.

Основными направлениями деятельности комиссии, согласно Положению, являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

ПМПК имеет право осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье с согласия родителей (законных представителей) детей.

Обратите внимание, что комиссия (ПМПК):

Не принимает решения об организации обучения на дому (индивидуального обучения) - основанием является заключение медицинской организации;

Не оставляет ребенка на повторное обучение и не переводит из класса в класс (этот вопрос решается в образовательном учреждении);

Не комплектует группы компенсирующей направленности и классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (прерогатива органов образования).


2. СТАНДАРТНАЯ ШКОЛА ДЛЯ «НЕСТАНДАРТНЫХ» ДЕТЕЙ

В школу приходят самые разные дети – здоровые и не очень, с опережением или с отставанием в развитии. Среди них выделяются дети с ОВЗ (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относят «лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом (психическом) развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий и подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией».

В соответствии со статьей 79 (п.1.) ФЗ 273 «Об образовании»: «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

В этиологии ЗПР, как известно, могут фигурировать конституциональные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженных нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов.

Дети с задержкой психического развития, так же как все другие дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития». Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:

В получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т. е. в дошкольном возрасте;

В периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;

В обеспечении коррекционно - развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;


- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

В обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

В обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состоянии ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

В постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

В постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

В комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

В развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

В обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Организация школьного обучения детей с ЗПР требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду, соответствующего их особым образовательным потребностям. Исходя из неоднородности и значительного разброса показателей нарушенного развития в психологических характеристиках детей с ЗПР, можно предложить для них следующие базовые модели интегрированного обучения, позволяющие обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для формирования «академического компонента» и «жизненной компетенции» каждого ребенка, определить приоритеты коррекционной помощи и комплексного профессионального сопровождения:

- постоянная полная интеграция (инклюзия), т. е. обучение в массовых классах общеобразовательной школы. Данная модель интеграции может быть эффективна для тех детей с ЗПР, чей уровень психофизического и речевого развития приближается к возрастной норме. Эти дети, как правило, характеризуются незначительным дефицитом познавательных и социальных способностей, а испытываемые ими трудности обучения обусловлены в первую очередь недостаточностью произвольной регуляции деятельности и поведения. Но даже при таком сравнительном благополучии для успешного обучения и социализации они нуждаются в специальной помощи, удовлетворяющей их особые образовательные потребности. Процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования, имеющими специальную подготовку, и психологом.

- постоянная неполная интеграция , т. е. обучение а гибком классе: общеобразовательной школы. В состав каждого гибкого класса параллели вводятся 2-3 ребенка с ЗПР, которые периодически объединяются в одну группу для проведения дефектологом ряда учебных занятий по специальным программам. Эта модель интеграции может быть эффективна для тех детей с ЗПР, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. Смысл этой модели интеграции заключается в максимально возможной нормализации способов социального и учебного взаимодействия и обучения с целью дальнейшего расширения уже имеющихся возможностей в области образовательной и социальной интеграции.

Процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования, имеющими специальную подготовку, психологом, учителем-дефектологом.

- постоянная частичная интеграция, т. е. обучение в классе коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения общеобразовательной школы, при сохранении возможности объединяться на некоторых уроках с нормально развивающимися сверстниками. Эта модель интеграции может быть полезна тем детям с ЗПР, которые способны наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладеть лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и все внеклассное время. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение общения детей с ЗПР с нормально развивающимися сверстниками с целью расширения их возможностей в области социальной интеграции. Процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования, имеющими специальную подготовку, учителем-дефектологом, психологом.

- временная частичная интеграция , т. е. обучение в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ. Эта модель эффективна для детей, остро нуждающихся в специально организованном коррекционном обучении с учетом структуры нарушения развития. Вместе с тем, они объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками для проведения совместных мероприятий, в основном воспитательного характера и в рамках дополнительного образования. Процесс интегрированного обучения обеспечивается учителем-дефектологом, педагогами массового образования, имеющими специальную подготовку, психологом, педагогом дополнительного образования.

Процесс интеграции обеспечивается учителем-дефектологом, психологом, социальным педагогом.

Следует особо подчеркнуть, что «эффективная интеграция возможна только лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Очевидно, что развитие интеграции требует принципиально нового взаимодействия психологов, педагогов.

В обеспечении условий и возможностей интегрированного обучения детей с ЗПР особая роль принадлежит психологу и дефектологу. Говоря о работе этих спец-ов, мы имеем в виду не просто психолого-педагогическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. Мы говорим именно о психолого-педагогическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные и профессиональные аспекты.

Осуществляя психолого-педагогического сопровождение учебно-воспитательного процесса, специалисты проводят индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную работу с обучающимися; экспертную, консультационную, просветительскую работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в общеобразовательном учреждении; участвует в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.

Остановимся подробнее на основных направлениях деятельности психолога, в том числе участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

Диагностическое направление

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе. Описаны условия, методы, приемы проведения диагностического обследования, приведена система оценки результатов по отдельным позициям, даны рекомендации по выбору оптимальных условий школьного обучения (модели интеграции) в зависимости от результатов обследования.

Деятельность психолога не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения (в том числе логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и т. д.). Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

Следует особо подчеркнуть, что обследование на школьном ПМПк не преследует цели постановки клинического диагноза (тем более что при отсутствии в составе консилиума врача это невозможно), а направлено на квалификацию индивидуально-типических трудностей ребенка, качественное описание общей картины его развития, определение оптимальных форм и содержания коррекционной помощи, т. е. направлено на установление функционального диагноза.

На психолога в структуре деятельности ПМПк ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения специалисты определяют направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психолого-педагогической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с и идивидуально- психологическим и особенностями ребенка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы специалистов с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирова-ние высших психических функций;

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения, Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.


Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Для значительной части детей с ЗПР типичен дефицит социальных способностей, проявляющийся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают: гармонизацию аффективной сферы ребенка; профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т. п.); создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций; развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).

Работа психолога по формированию эмоционально-личностной сферы ребенка должна начинаться с гармонизации его аффективной сферы. В основу программы для детей с ЗПР заложена концепция уровневой регуляции аффективной сферы, разработанной О.С. Никольской. Результатом такой работы должно являться «упорядочение базальной аффективной организации, которое дает возможность перейти к работе по развитию самосознания, самооценки ребенка, ролевых отношений, социально-адекватных его возрасту и интересам».

Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.

Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в классе.

Работа психолога с детьми с ЗПР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности.

Программа занятий по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей, формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки, конспекты занятии и методические рекомендации по их проведению представлены в пособии Н.П. Слободяник.

Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи: воспитание у детей интереса к окружающим людям; выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения; обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов.

Работа психолога по формированию навыков общения у детей с ЗПР представлена в пособии О.В. Залесской.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в специальной психологии и педагогике является использование компьютерных технологий, предоставляющих уникальные возможности, в частности, в области социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями. Курс «Внутренний мир человека» (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина), основанный на компьютерном моделировании, позволяет сделать сложные явления внутренней жизни ребенка объектами его познавательной деятельности. Принцип курса «от модели к реальности и опять к модели» предусматривает сочетание и последовательность компьютерных и некомпьютерных форм и этапов работы. Замысел данного курса состоит в том, чтобы «показать ребенку с нарушениями в развитии, что наряду с внешним миром, который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый, трудно доступный, внутренний мир человека - мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми».

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций

Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Оно предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т. д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка, разработанной психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения. Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирование у детей с ЗПР познавательной деятельности и ее саморегуляции. Подробно организация занятий, а также методические рекомендации по их проведению представлены в пособии Н.В. Бабкиной.

Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение. Развитие возможности управлять своим поведением - один из сушественных моментов, определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста недостаточная сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.

Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений; ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности.

Особое внимание должно уделяться пробуждению у ребенка осознания собственных действий, причин успехов и неудач, формированию у него веры в собственные силы.

Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, определена конкретная область психолого-педагогического воздействия, а также разработаны направления и содержание групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Приведенные выше программы коррекционно-развивающей работы широко используются психологами образовательных учреждений во многих регионах России.

Главная > Решение

Направления деятельности ПМПК

    Экспертно-диагностическая
    Комплексная, всесторонняя динамическая оценка нарушений в развитии, препятствующих развитию детей и реализации по отношению к ним процесса образования Определение специальных образовательных потребностей детей с отклонениями в развитии (особенности отклонений и резервных возможностей развития; возрастные особенности развития; темп развития; интересы; способности; «социальная ситуация развития») Определение специальных условий получения образования детьми с отклонениями в развитии (тип, вид ОУ; образовательная программа; форма получения образования; условия получения образования) Направление детей с отклонениями в развитии для консультации в учреждения других ведомств, для обеспечения им сопутствующей или основной помощи вне системы образования Оформление коллегиального заключения на ребенка, рекомендаций по реализации образовательного маршрута и сопутствующей помощи вне системы образования.
      Консультативное
    Консультирование детей и подростков, обратившихся в ПМПК Консультирование лиц, представляющих интересы ребенка с отклонениями в развитии (родители; законные представители; педагогические, медицинские, социальные работники и др.)
      Сопровождение
    Отслеживание судьбы детей, прошедших через ПМПК, на основе прогноза развития и адаптации в системе образования, в соответствии с данными рекомендациями Отслеживание результатов деятельности самой ПМПК (соответствие прогноза развития с фактической его динамикой) интегрирование личности ребенка в социальную и образовательную среду, обеспечение его психологической, педагогической, медицинской поддержки и содействие ребенку в проблемных ситуациях
      Аналитическое
    Профессиональный анализ каждым специалистом «входящей» информации и результатов обследования ребенка на ПМПК Формирование базы данных, необходимой для обеспечения деятельности системы ПМПК на всех уровнях:
- о детях с отклонениями в развитии, прошедших через ПМПК - об учреждениях системы образования, здравоохранения, соц. защиты, в которые может направляться ребенок с отклонениями в развитии на территории района - об учреждениях, в которые могут обратиться родители (законные представители) за помощью при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи
    Анализ деятельности ПМПК (собственной, ПМПк ОУ – по запросу) Разработка предложений по совершенствованию помощи детям, имеющим проблемы в развитии и образовании, и развитию системы учреждений, оказывающих помощь
      Организационно-методическое
    Координация деятельности системы ПМПК района (взаимодействие всех составных звеньев системы и связей с организациями и учреждениями других ведомств на территории района) Профессиональная экспертиза предшествующей работы с ребенком, поступившим на ПМПК (в форме предложений) Внедрение уже разработанных и апробированных программ (психологических, логопедических, социальных и др.). Организация разнообразных форм методической работы (совещания, семинары, мастер-классы и т.д.)
      Информационно-просветительское
    Организация и участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения и профессионалов с использованием различных форм и средств.
  1. Порядок открытия и финансирование ПМПК

Возможны 2 варианта открытия и организации деятельности ПМПК.

5.1. Вариант 1

5.1.1. ПМПК создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учредителями муниципальной ПМПК являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму ПМПК.5.1.2. Учредительными документами ПМПК являются решение учредителя (договор между учредителями) о его создании.5.1.3. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у ПМПК с момента ее государственной регистрации, а право на ведение диагностико-коррекционной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с момента выдачи ей лицензии соответствующими органами управления образованием.5.1.4. ПМПК с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных организациях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. ПМПК проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».5.1.5. Для осуществления деятельности ПМПК выделяются помещения, современные технические и транспортные средства, необходимое оборудование, специальная научная, диагностическая и методическая литература и пособия.5.1.6. Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.5.1.7. Финансирование ПМПК осуществляется в соответствии с государственными и местными нормативами. Нормативы финансирования ПМПК устанавливаются с учетом годовой нагрузки специалистов не менее 500 обследований детей и подростков с отклонениями в развитии в год. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и/или абсолютных размеров финансирования учреждения за счет его учредителя (учредителей).5.1.8. Финансовые средства ПМПК находятся в его распоряжении и изъятию не подлежат. Право распоряжения этими средствами на цели, предусмотренные уставом, принадлежат заведующему ПМПК или руководителю ППМС-центра, стируктурным подразделением которого является ПМПК.5.1.9. ПМПК принадлежит право собственности на:

    денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; доходы от собственной деятельности учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

5.2. Вариант 2

5.2.1. ПМПК является структурным подразделением центра для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи (ППМС-центр).5.2.2. ПМПК с момента регистрации ППМС-центра приобретает право на ведение диагностико-консультативной деятельности, пользуется печатью, штампом, бланками с наименованием Центра.5.2.3. ППМС-центр создаётся учредителем и регистрируется в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.5.2.4. Учредителем Центра являются органы местного самоуправления (управление образования муниципалитета).5.2.5. Право на ведение образовательной деятельности и получения льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у Центра с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Министерством образования и науки РФ, а также типовым положением о ПМПК 1976 рекомендован 1 вариант (ПМПК как самостоятельное юридическое лицо). Но опыт регионов показал, что при открытии ПМПК как самостоятельного юридического лица специалисты соответствующих профилей автоматически выводятся из профессионального правового поля (врач, педагог, педагог-психолог уже не могут рассчитывать на соответствующие права и льготы, касающиеся их коллег, например, получение пенсии за выслугу лет, продолжительность отпуска и т.д.). В связи с этим в Новосибирской области рекомендована организация ПМПК как структурного подразделения ППМС-центра.

  1. Управление работой ПМПК. Оплата труда.

6.1. Общее руководство ПМПК возлагается на директора Центра, структурным подразделением которого является комиссия (ПМПК, как структурное подразделение ППМС центра или как самостоятельный ППМС центр, профилированный на функции ПМПК).6.2. Непосредственное руководство осуществляется председателем ПМПК.6.3. Председатель ПМПК несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за комплектование ПМПК квалифицированными кадрами работников.6.4. Председатель организует работу ПМПК и несет ответственность за организацию ее деятельности.6.5. Деятельность ПМПК по административной линии курирует специалист в отделе муниципальных органов управления образованием, который обеспечивает координацию деятельности ПМПК с остальными элементами службы ППМСиП обеспечения образования муниципалитета (района).6.6. Отношения между специалистами ПМПК и работодателем регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.6.7. Оплата труда специалистов ПМПК и продолжительность отпусков соответствуют повышенным нормативам образовательных учреждений коррекционного характера для работников психолого-педагогического профиля и государственных лечебных учреждений психиатрического профиля для медицинских работников.6.8. Заработная плата (должностные оклады) работников устанавливаются на основе ЕТС по оплате работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями. Виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера определяются в пределах фонда заработной платы.
  1. Организация работы ПМПК

7.1. Обследование детей ПМПК на муниципальном уровне осуществляется по направлению ПМПк образовательных учреждений в диагностически сложных и конфликтных случаях, по инициативе родителей (законных представителей), а также по инициативе специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты.7.2. В случае инициативы со стороны сотрудников учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты должно быть получено согласие родителей (законных представителей). Согласие родителей подтверждается письменным заявлением, отдельно прописывается согласие на обследование психиатром.7.3. Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей). При необходимости прием может быть анонимным (только в режиме консультации).7.4. Обследование ребенка на ПМПК осуществляется специалистами индивидуально и (или) коллегиально, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами и зависит от индивидуально-типологических особенностей обследуемого.7.5. Обследование детей-сирот целесообразно проводить на базе учреждения, в котором они воспитываются. Дети с нарушением слуха и зрения обследуются на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений с участием сурдолога и офтальмолога7.6. По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с содержащимися в нем рекомендациями, с учетом мнения каждого специалиста. Коллегиальное заключение состоит их двух частей: собственно заключения и рекомендаций. Заключение является документом, подтверждающим право детей и обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии на обеспечение оптимальных условий для получения ими образования.7.7. В ПМПК ведется следующая документация:
    журнал первичного учета детей, обратившихся в ПМПК; алфавитная книга; журнал учета детей, прошедших обследование; аналитические материалы; список специалистов ПМПК, их должностные инструкции; расписание работы.
7.8. Заключение ПМПК является основанием для зачисления ребенка (только с согласия родителей или законных представителей) в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальный (коррекционный) класс, группу и хранится в течение всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении.7.9. В диагностически сложных случаях специалисты ПМПК направляют ребенка в ГОПМПК областного уровня или информируют родителей (законных представителей) о других возможностях получения помощи.7.10. Продолжительность рабочего времени для специалистов ПМПК устанавливается в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" – не более 36 часов в неделю.7.11. На первичный прием одного ребенка и сопровождающих его родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц в среднем отводится два часа (астрономических), на повторный прием - один час. Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка.7.12. Специалисты ПМПК по запросу образовательных учреждений выезжают для обследования детей по месту жительства. Вопросы финансирования решаются в таких случаях на договорной основе.
  1. Родители (законные представители)

8.1. Родители (законные представители) имеют право:
    защищать законные права и интересы детей; присутствовать при диагностико-консультационном обследовании ребенка.
8.2. Предварительная запись на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости представления в ПМПК следующих документов:
    свидетельство о рождении ребенка (предъявляется); копия коллегиального заключения психолого-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения, в котором ребенок обучается, копии заключений специалистов ПМПк; подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, психиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет запрос соответствующим медицинским специалистам); педагогическое представление (характеристика); письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
8.3. Родителям (законным представителям) выдается заключение ПМПК с рекомендациями (в данном заключении не указывается клинический диагноз).8.4. Допустимо консультирование обратившихся самостоятельно подростков старше 14 лет. При этом ПМПК гарантирует соблюдение прав подростка и, в случае необходимости, их защиту.8.5. Зачисление ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальный (коррекционный) класс, группу производится только с согласия родителей (законных представителей).8.6. В конфликтных случаях заведующий ПМПК информирует родителей (законных представителей) о праве обращения в ГОПМПК областного уровня.

Организационно-методические документы ПМПК

    Документы, необходимые для представления ребенка на ГОПМПК

    Направление ребенка на ПМПК.

    Документы (или заверенные копии), удостоверяющие личность ребенка и сопровождающего ребенка родителя (законного представителя).

    Доверенность, если не родители представляют ребенка на ПМПК.

    Заключение участкового (районного) психиатра.

    Протокол районной пихолого-медико-педагогической комиссии.

    Заключение областного психоневрологического диспансера обязательно, если ребенку исполнилось 12 лет.

    Медицинская карта развития ребенка (или выписка лечебно-профилактического учреждения из истории развития ребенка с осмотром: психиатра, невролога, окулиста, лор-врача). При необходимости: сурдолога, ортопеда, хирурга.

    Психолого-педагогическое представление на ребенка (или педагогическая характеристика).

    Заключение логопеда об уровне речевого развития ребенка.

    Табель успеваемости.

    Тетради по русскому языку, математике (рабочие и контрольные), рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Договор о взаимодействии государственной областной психолого-медико-педагогической консультации (ГОПМПК)

и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ГОПМПК и (городской, районной) ПМПК __________________________________________________

(ПМПК города, ПМПК областного района, наименование)

ПМПК обязуется:

ГОПМПК обязуется:

1. Своевременно выявлять и направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ГОПМПК с целью определения образовательного маршрута и в следующих случаях: - при возникновении трудностей диагностики - в спорных и конфликтных случаях; -при отсутствии условий для оказания необходимой психолого-медико-педагогической помощи. 2. Информировать ГОПМПК: - о количестве детей, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; - о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированнуюпсихолого-медико-педагогическую помощь в рамках (города, района области); - об эффективности реализации рекомендаций ГОПМПК и динамике развития обследованных детей два раза в год в срок до 20 мая и до 20 декабря текущего учебного года (сопровождение). 3. Информировать родителей (законных представителей) об их правах в случае несогласия с решением ПМПК. 1.Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению (городской, районной комиссии) с последующим информированием о результатах обследования. 2.Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами ГОПМПК и специалистами (городской, районной) ПМПК; 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследования на ПМПК. При необходимости консультировать специалистов работающих с этими детьми и вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей (законных представителей): - об их правах в случае несогласия с решением ГОПМПК; - об учреждениях (образовательных, здравоохранения, социальной защиты населения) региона для оказания помощи в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.
Председатель (городской, районной) ПМПК_____________________________/________________/

(ФИО, подпись)

Заведующий(ая) ГОПМПК_____________________________/________________ (ФИО, подпись)

Дата подписания договора «______»__________________ 200 г.

Заключение ПМПК №______

______________________________________________________________

(наименование учреждения, адрес, факс)

Дано ________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________

Место жительства_____________________________________________________________

Дата обследования_____________________________________________________________

Коллегиальное заключение специалистов________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

М. П. Заведующая ПМПК

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Отрывной корешок

Информация об устройстве ребенка в соответствии с рекомендациями

(заполняется руководителем МОУ, отправляется в ПМПК)

Ф.И.О. ребенка________________________________________________________________

Дата прохождения ПМПК, № протокола__________________________________________

Фактически___________________________________________________________________

№ школы, класс_______________________________________________________________

Дата поступления в МОУ/ изменения программы,

№ протокола__________________________________________________________________

М.П. Директор школы

ПРОТОКОЛ ПМПК

Дата обследования_______________________ Регистрационный № _________________

Информация о ребенке: 1. Ф. И. О. _________________________________________________________

2. Дата рождения __________3. Адрес_____________________________________________________ 4. Кем направлен на консультацию (р/психиатр, РПМПК, ГПНД, ОПНД), дата обследования _____ DS: __________________________________________________________________________________ 4. Где обучается (воспитывается), история обучения_________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Сведения о родителях: Отец:возраст_____, образование_____________, место работы___________ Вредные привычки: (злоупотр.аlc, наркомания), МЛС, ЛРП. Наследственность: отягощена (да, нет)__ Мать: возраст_______ образование________________, место работы ____________________________ Вредные привычки: (злоупотр.аlc, наркомания), МЛС, ЛРП. Наследственность: отягощена (да, нет) Состав семьи:________детей_____________________________________________________________ Анамнестические данные: 1.Беременность (по счету)______, течение беременности______________ _______________________________________________________________________________________ 2. Роды по счету______, срок родов______нед, особенности протекания родов__________________ _______________________________________________________________________________________ Вес ребенка при рождении ______гр, Оценка по шкале АПГАР_______ баллов ходит с______ мес. Раннее речевое развитие: слово с _______мес, фраза с ______лет. 3. Куда переведен после р/д: выписан домой, переведен в стационар__________________________ _______________________________________________________________________________________ 4. DS:_________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Результаты медицинского обследования: Соматическое состояние_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ DS невролога, МКБ 10 __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение медико-генетической консультации (при необходимости) _________________________ ______________________________________________________________________________________ Заключение отоларинголога _____________________________________________________________ Заключение офтальмолога _______________________________________________________________

Осмотр невролога

Жалобы:__________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Объективно: ______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Неврологическикй статус Венозная сеть на голове выражена (да, нет)_____________________ЧМН: зрачки равные D S симметричны (да, нет). Глазные щели D S симметричны (да, нет). Движение глазных яблок (в полном объеме, ограничено)_________________________. Косоглазие (да, нет)________ Нистагм (да, нет)_______. Реакция зрачков на свет: _______. Конвергенция и аккомодация: ___________ Лицо симметричное (да, нет) _________________________________________________________________ Язык по средней линии; девиация ______________________. Тонус: достаточно во всех группах мышц, снижен в мышцах в/плечевого пояса, нижних конечностях, повышен______________________________ Сила мышц: ______________________________________________________________________________ Сухожильные рефлексы: в верхних конечностях повышены, живые, снижены, отсутствуют D S ______ в нижних конечностях повышены,живые,снижены, отсутствуют D S ____________________________ __________________________________________________________________________________________ Патологические рефлексы:__________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Чувствительность: сохранена, снижена, повышена. В позе Ромберга устойчив (да, нет). ПНП выполняет уверенно, промахивается ____________________________________________________ DS:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: __________________________________________________________________________________________

Осмотр психиатра

На приеме: осмотрен(а) с добровольного согласия и в присутствии:___________________ _____________ Из анамнеза: _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Жалобы: __________________________________________________________________________________ Психический статус: _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ DS:_______________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: ____________________________________________________________________________

Психологическое обследование

_________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации:_____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты логопедического обследования

Родной язык в семье____________ Занятия с логопедом _________________________________________

(где занимался, достигнутый результат)

Связнаяречь_______________________________________________________________________________ Звуковая сторона речи______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Словарный запас__________________________________________________________________________ Грамматический строй речи_________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ Письмо____________________________________________________________________________________ Чтение____________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Особенности речи, связанные с заиканием_____________________________________________________ Заключение:________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты педагогического обследования

Знания и навыки по программному материалу ДОУ (школы)_______________________________________ __________________________________________________________________________________________ Знания и представления об окружающем мире__________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Ориентированность в пространстве и времени___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
Знания по русскому языку, чтению (литературе) ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Знания по математике ______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ По другим предметам________________________________________________________________________ Обучаемость, способы выполнения заданий ____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Отношение к обучению ______________________________________________________________________ Навыки социально-бытовой адаптации_________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Заключение: ______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________

Предлагаемые в Руководстве документы подготовлены на основе детального анализа реально использовавшихся и использующихся в настоящее время документов во всех регионах Российской Федерации. Руководство может лечь в основу, усовершенствования деятельности ПМПК и разработки типового положения о ПМПК.

Раздел I общие положения

Введение

1. В данном Руководстве представлена модель организации деятельности государственной (региональной) и муниципальных (городских, районных) психолого-медико-педагогических ко­миссий (ПМПК). Эта модель разработа­на на основании многолетнего опыта работы автора в лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР (в настоящее время - Институт коррекционной педагогики РAO). В состав ла­боратории входила медико-педагогиче­ская комиссия (МПК) Всесоюзного зна­чения. В Руководстве также обобщены материалы, представленные руководи­телями ПМПК разных уровней из всех регионов РФ в Министерство образова­ния Российской Федерации с 1998 по 2001 годы. В этот период автор Руководства, являясь сотрудником Управления специального образования МО РФ, раз­рабатывала положение о ПМПК. Ис­пользованы и материалы лекций для ру­ководителей и специалистов ПМПК, прочитанные на многочисленных кур­сах повышения квалификации, а также собственный опыт работы в ПМПК Се­веро-Западного округа Москвы. В Руководстве учтены особенности деятельно­сти ПМПК Орловского региона. Регион является экспериментальной площад­кой по отработке вопросов организа­ции деятельности ПМПК в рамках меж­дународного проекта "TACIS".

2. В перспективе, по мере норматив­но-правового обеспечения деятельнос­ти ПМПК на федеральном уровне, предполагается унификация представленной модели в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации и вычленение общей составляющей для аналогичных регионов Российской Федерации, что позволит использовать ее как основу для разработки типового положения о ПМПК (эти вопросы ре­шаются во взаимодействии и по согла­сованию с Управлением специального образования Министерства образова­ния Российской Федерации).

3. Нормативно-правовая база деятельности ПМПК в настоящее время остается несовершенной. Требуется до­полнительное время для создания правового поля: внесения изменений в Федеральный Закон «Об образовании», принятия Федерального Закона «Об об­разовании лиц с ограниченными воз­можностями здоровья (специальном об­разовании)» (Президентом РФ на дан­ный закон наложено вето), внесения из­менений в постановление Правительст-

10. ПМПК руководствуются в своей деятельности:

· международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка;

· указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

· Федеральным Законом «Об образовании» в редакции 1996 г.;

· Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120-ФЗ;

· решениями главы администрации региона и соответствующего органа управления образованием;

· Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867;

· примерными положениями о ПМПК, принятыми в регионах Российской Федерации и утвержденными на уровне глав администрации на основании инструктивного письма Министерства образования РФ от 22.05.1999 г. № 27/598-6 «О нормативно-правовых основах организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в системе образования Российской Федерации» и проекта положения о ПМПК, предоставленного руководителям ПМПК на Всероссийском семинаре-совещании в Санкт-Петербурге, проходившем 18 -19 мая 1999 г.;

· инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 5.04.1993 г. № 63-М «О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями»;

· данное Руководство также призвано помочь в организации деятельности ПМПК.

Цель ПМПК

Цель ПМПК - на основании достоверной диагностики - определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и под­ростков с отклонениями в развитии.

Функции ПМПК

1. Экспертно-диагностическая

ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формирование знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостное развитие личности, способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской и социальной помощи. Экспертно-диагностическая функция обеспечивает достоверность диагностики развития ребенка с опорой на следующие диагностические параметры:

а. Своевременная, комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет и реализации по отношению к ним процесса образования.

· Своевременность диагностики (ранняя диагностика). Речь идет о как можно более раннем выявлении отклонений в развитии или постановке вопроса о подозрении на наличие отклонений в развитии с последующей адекватной процедурой диагностики.

· Комплексность предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей.

· Всесторонняя диагностика развития ребенка осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции.

· Динамические аспекты диагностики предполагают анализ анамнестических и катамнестических данных, "срезовые" или лонгитюдинальные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах.

· Целостный подход к ребенку реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития. Он заключается в понимании закономерностей развития и создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме.

б. Определение специальных образовательных потребностей детей с откло­нениями в развитии. Имеются в виду потребности, связанные со следующими особенностями развития ребенка:

· Индивидуальная структура развития (особенности отклонении и резерв­ных возможностей развития)

· Возрастные особенности развития

· Интересы

· Способности

· "Социальная ситуация развития"

в. Определение специальных условий получения образования детьми с отклонениями в развитии:

· Тип, вид образовательного учреждения, осуществляющего или курирую­щего обучение и воспитание ребенка.

· Образовательная программа (содержание, уровень, направленность, степень дифференциации и индивидуализации).

· Формы получения образования (семейное образование, самообразова­ние, экстернат; в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной).

· Условия получения образования (фронтальное, индивидуальное, фронтально-индивидуальное обучение; обучение на дому; смешанное обучение - индивидуальный режим посещения уроков, один - два или более свободных дней в неделю в соответствии с показа­ниями и по согласованию с администрацией образовательного учреждения).

г. Направление детей с отклонениями в развитии для консультирования в учреждениях других ведомств, чтобы обеспечить им сопутствующую или основную помощь вне системы образования:

· Необходимость совмещения обу­чения и поддерживающего лечения.

· Приоритетность лечения при под­держивающем развитие ребенка обу­чении и воспитании

· Необходимость временного осво­бождения ребенка от учебной деятель­ности.

· Необходимость совмещения обу­чения с решением вопросов социаль­ной и правовой защиты ребенка.

д. Оформление коллегиального за­ключения на ребенка и рекомендаций по реализации образовательного мар­шрута и сопутствующей помощи вне системы образования (см. "Оформле­ние документации по результатам об­следования ребенка на ПМПК").

2. Информационная

Формирование информационной базы данных, необходимой для обеспечения деятельности ПМПК региона на всех уровнях

а. Формирование региональной ба­зы данных о детях и подростках с от­клонениями в развитии.

б. Формирование базы данных обучреждениях систем образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы региона, сотрудничающих с ПМПК и обеспечивающих процесс образования детей с отклонениями в развитии или содействующих его обеспечению.

в. Формирование базы данных об учреждениях Российской Федерации, в которые, при наличии показаний, ПМПК может направлять детей с отклонениями в развитии.

3. Аналитическая функция

а. Профессиональный анализ каждым специалистом "входящей" информации и результатов обследования ребенка на ПМПК. Формирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребенка:

· Планирование обследования ребенка на ПМПК на основании "первичного анализа".

· Решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка.

· Коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка.

б. Представление ежегодной аналитической справки по результатам деятельности ПМПК начальнику соответствующего управления образования (в конце календарного года, при необхо­димости - чаще):

· К аналитической справке прилагаются предложения по развитию системы специального образования на территории, обслуживаемой данной ПМПК.

4. Организационная функция

· Координация деятельности городских, районных ПМПК

· Кооперация (Р)ПМПК с другими ПМПК региона

· Разработка и контроль форм взаимодействия ПМПК разных уровней между собой, с другими учреждениями и ведомствами, с психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) образовательных учреждений

5. Методическая функция

а. Проведение не менее четырех раз в год методических совещаний специалистами региональной ПМПК для специалистов муниципальных (городских, районных) ПМПК, специалистами муници­пальных ПМПК для членов психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений, находящихся на данной территории.

· Единый пакет стандартизованных диагностических методик для обследований детей, в условиях ПМПК:

· набор диагностических методик для каждого конкретного ребенка индивидуален и соответствует плану обследования этого ребенка.

· Единые требования к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности ПМПК

· Единые требования к процедуре обследования ребенка на ПМПК в соответствии с показаниями.

б. Обязательное для каждого специ­алиста ПМПК повышение квалификации на соответствующих курсах для специалистов ПМПК не реже одного раза в 5 лет. Отчет о результатах повы­шения квалификации перед собранием специалистов ПМПК в форме обобщенного устного сообщения с акцен­том на новых тенденциях в работе ПМПК.

6. Консультативная функция

Все специалисты, работающие в ПМПК, посредством профессионально организованных способов осуществляют:

а. Консультирование детей и подростков с отклонениями в развитии.

б. Консультирование лиц, представляющих интересы детей с отклонениями в развитии (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.)

7. Функция сопровождения

Контроль эффективности рекомендаций по отношению к детям, обследо­ванным на ПМПК (не реже одного раза в год) через психолого-медико-педагогические консилиумы образователь­ных учреждений и непосредственно через родителей (законных представи­телей) (см. ниже "Лист контроля динамики развития").

8. Просветительская функция

Просвещение осуществляется по во­просам, находящимся в сфере компе­тенции ПМПК, с использованием раз­личных форм (лекции, семинары, тре­нинги, консультирование и др.) и средств (печатная продукция, инфор­мирование населения через средства массовой информации, включая элек­тронные версии).

а. Просвещение населения.

б. Просвещение специалистов смежных ведомств, с которыми сотрудничает ПМПК.

в. Просвещение детского населения.

Функции ПМПК реализуются в сле­дующих формах:

· прием населения (экспертно-диагностическая, консультативная, аналитическая функции)

· организационно-методическая работа на рабочем месте и с нижестоящими структурами системы ПМПК (организационная, методическая информационная функции)

· просветительская деятельность

Состав ПМПК

В штат муниципальных (городских и районных) ПМПК рекомендуется вводить, как минимум, 8 ставок: 5 из них - для следующих специалистов, работающих на постоянной основе: педагог-психолог (со специализацией по клинической (медицинской) или специальной психологии); учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед; социальный педа­гог; воспитатель (специалист со сред­ним, педагогическим образованием); 3 ставки - для врачей, работающих на условиях совместительства или поча­совой оплаты (врач-офтальмолог, врач-отоларинголог, врач-ортопед, врач-генетик, врач-эндокринолог, а также - нейрофизиолог).

В штат государственных (региональных) ПМПК дополнительно рекомендуется ввести 3-4 ставки для следующих педагогических работников: учитель методист начального образования сурдопедагог, тифлопедагог, педагог-психолог (дополнительно к основной ставке), ко­торые могут работать как на постоянной основе, так и на условиях совмести­тельства или почасовой оплаты.

При условии подписания рекомендованного выше приказа "О сопровожде­нии детей и подростков с отклонения­ми в развитии..." на уровне глав адми­нистраций регионов может быть обеспечена правовая защищенность постоянным медицинским работникам ПМПК. В этом случае в ПМПК всех уровней смогут работать на постоянной основе следующие медицинские работники: врач-педиатр, врач-психиатр (со специализацией по «Детской психиатрии»); врач-невропатолог (со специализацией по ""Детской невропатологии"); медсестра (специалист со средним медицинским образованием). За ними, в соответствии с рекомендо­ванным к подписанию приказом, будет сохранено постоянное место работы в системе здравоохранения при выпол­нении функциональных обязанностей работников ПМПК. По условиям опла­ты труда и продолжительности отпу­ска они приравниваются ко всем ос­тальным работникам ПМПК соответ­ственно должностям и квалификации (см. выше макет проекта приказа "О сопровождении детей и подростков с отклонениями в развитии учреждени­ями систем образования, здравоохра­нения, социальной защиты, правоохра­нительной системы", п. 5).

1. Заведующий ПМПК назначается на должность учредителем ППМС-центра, структурным подразделением которого является ПМПК, из числа вы­сококвалифицированных (не ниже 13 разряда по ETC) специалистов психолого-медико-педагогического профиля, имеющих дополнительную квалификацию по одной или нескольким из следующих специальностей: дефектология (коррекционная педагогика), специальная психология, клиническая (медицинская) психология.

2. Кроме штатных сотрудников к работе в ПМПК на условиях совместительства или почасовой оплаты могут привлекаться врачи и педагоги, указанных выше специальностей, а также юрист и инженер по компьютерному оборудованию

3. Количество специалистов в ПМПК рассчитывается в зависимости от количества детского населения ре­гиона (муниципального образования). В соответствии с Типовым положени­ем об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр), такое учреждение открывается, на 5 тысяч детей, проживающих в городе (районе). Количество сотрудников ПМПК, как структурного подразделения ППМС-центра, работающих на постоянной основе, рассчитывается пропорцио­нально количеству детского населения данного территориального образования. На количество детей до 5 тысяч в ПМПК приходится 8 постоянных сотрудников (специалистов): два врача, психолог, три педагога, воспи­татель, регистратор (медсестра).

Продолжительность и распределение рабочего времени, нагрузка

1. Продолжительность рабочего времени для Специалистов ПМПК равна 36 часам в неделю (согласно Постановлению министерства труда СССР № 41 от 15 августа 1991 г.).

2. Особенности деятельности ПМПК предполагают следующее распределе­ние рабочего времени в соответствии с функциями ПМПК:

а. 2/3 рабочего времени (24 часа в неделю) специалисты ПМПК, работающие на постоянной основе, осуществляют непосредственный прием детей и подростков, а также родителей (законных представителей), других лиц, представляющих интересы ребенка. В рамках этого времени осуществляются следующие функции ПМПК: 1). экспертно-диагностическая, 2) аналитическая, 3) консультативная.

б. При ежегодном планировании дея­тельности специалисты ПМПК вправе распределять 2/3 годового рабочего времени, необходимого для непосредственного приема лиц; обратившихся в ПМПК в соответствии с реальным запросом, в частности с запросом на комплектацию специальных (коррекционных) образовательных учреждений (то есть, например, в марте - апреле вести прием детей и подростков ежедневно).

в. Практика работы многих ПМПК Российской Федерации показывает, что просветительскую функцию можно успешно осуществлять на базе образовательных учреждений во время каникул и т.д.

д. На первичный прием одного ребенка или подростка и сопровождающих его родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц в среднем отводится два часа (астрономические), на повторный прием - один час. В течение этого времени специалисты проводят анализ первичной информации, коллегиальное планирование обследования и непосредственное обследование ребенка или подростка, консультирование, родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц, оформление заключения и рекомендаций, коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка с другими специалистами, окончательное оформление коллегиального заключе­ния и рекомендаций и представление их родителям (законным представителям).

е. Среднее количество еженедельных обследований (приемов) детей и подростков каждым специалистом ПМПК составляет не менее 12-ти (при первичном приеме) и не более 24-х (при повторных приемах). Таким образом, минимальное количество приемов детей в год каждым специалистом рас­считывается по формуле:

12 приемов детей умножить на коли­чество рабочих недель в год.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал