Работа по формированию звукового анализа и синтеза. Упражнения для развития слухового анализа и синтеза

01.04.2024

Балашова О.П.


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА


Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т.е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Т.о. обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез -. соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они со-ставили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Вы скажите, что все дети в период обучения чтению так читают. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. А мы «читаем» звуки уже около 15 занятий. Это свидетельствует о том, что большинство ваших детей без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать),
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьями),
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему я использую символы а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
 выделение в словах первого гласного звука;
 анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
 определение последнего гласного звука в словах;
 определение первого и последнего гласного звука в словах;
 определение наличия либо отсутствия в словах звука;
 определение первого согласного звука в словах;
 определение последнего согласного звука в словах;
 определение гласного звука в середине односложных слов;
 синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
 определение позиции согласного звука в словах;
 определение количества слогов в словах;
 синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письмен-ной речи в период школьного обучения.

Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Практическое пособие

г. Николаевск-на-Амуре

2018г.

Методическое пособие по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в ДОО: Практическое пособие сост. Н. А. Полюх – Николаевск – на – Амуре 2018г. – 27с.

В пособии изложена авторская система игр и упражнений по развитию сложного звукового анализа и синтеза, начиная с определения первого и последнего звука в слове и заканчивая определением позиционного положения звука в слове.

Разнообразный материал пособия поможет педагогам сделать сложный процесс развития звукового анализа и синтеза интересным и занимательным для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие может быть использовано студентами дошкольного и школьного отделений учреждений НПО, СПО, логопедами, воспитателями, а так же родителями.

Введение

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что ребенок овладеваетосновными навыками звукового анализа (мысленногорасчленения слова на составляющие его звуки) и синтеза(сочетания звуковых элементов в единое целое). И толькопотом происходит знакомство с обозначением звуковсоответствующими буквами. На основе звукового анализа исинтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой состав слова может привести к нарушениям устной и письменной речи (дислексии и дисграфии).

Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Выделяют 2 вида звукового анализа:

1. Элементарный (простой) звуковой анализ - выделение звука на фоне слова. При правильном речевом развитии это умение развивается в дошкольном возрасте без специального обучения.

2. Сложный анализ.

    Определение первого и последнего звука в слове.

    Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

    Определение последовательности звуков в слове.

    Определение количества звуков в слове.

    Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук, после какого звука и т. п.).

Эта форма звукового анализа появляется у детей лишь в процессе специального обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакойнеобходимости – реб ё нок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки.

В школе же работе над анализом речевого потока специально отвед ё н так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий, поэтому если реб ё нок прид ё т в школу совсем не подготовленный к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Поэтому необходимо постепенно подготавливать реб ё нка в этом плане уже в дошкольном возрасте.

Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности - игры. Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению, приятному общению с ребенком.

Для того, чтобы ваша работа с ребенком по формированию у дошкольников навыков фонематического анализа и синтеза была более эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной. Помните, что длительность непрерывной работы в 6 – 7 лет не больше 15 минут. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Хорошо бы иметь план работы (например, на неделю), чтобы ребенок не только знал, что нужно делать, но имел возможность отметить свои достижения и наметить дальнейшую работу. Задачи, которые вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно. Подсказка, поправки по ходу выполнения заданий должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания, и постепенно должны сводиться на нет. Ребенок должен учиться сам, оценивать качество выполнения и уметь контролировать свои действия.

Данная работа проводится постепенно, отмечая, усвоил ли ребёнок данное направление работы или нет. Если определённый этап усвоен ребёнком, необходимо переходить к работе над следующим направлением.

Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно добиться от ребёнка высокого уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза и, в дальнейшем, грамотного чтения и письма.

Данное методическое пособие может быть использовано воспитателями на групповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста и учителями при работе с младшими школьниками, имеющими нарушения речи, и с учащимися ОВЗ.

Последовательность формирования умственных действий при развитии звукового анализа и синтеза.

1. Ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

3. Затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

4. И, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Игры и упражнения на определение первого и последнего звука в слове

«Поймай мяч»

Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С».

«Поймай мяч» - 2

Задание для ребенка: «Ты будешь бросать мяч, называя слово со звуком «Ш» в конце слова.

«Секретное слово»

Задание для ребенка: «Я буду называть слова, в которых отсутствует первый звук(ак: рак, мак, бак, лак). Вы должны отгадатьслова, показать картинку и правильно произносит все слово».

«Жетончик»

Задание для ребенка: «Те, кто придумает слово на звук «Р», получит жетончик. В конце игры мы посчитаем, у кого больше жетончиков». Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой. Например, «Овощи», «Животные» и т. д.

«Узнай слово»

Задание для ребенка: Я назову слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Выдобавьте последний звук и произнесите полученное слово.

«Цепочка»

Задание для ребенка: Придумайте слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: носок - кошка – арбуз – зонт – танк.


«Пирожки»

Задание для детей: Угости гостей только теми пирожками, в названии которых первый, (последний) звук «А», «О», «М» и т. д.

«Наряди ёлочку»

На шарах с обратной стороны наклеены картинки.

Задание для детей: назови первый (последний) звук в слове и повесь шар на елку.

«Дорожка ёжика»

Задание для ребенка: Определи место звука в слове (начало, конец),передвигая ежика по дорожке. Педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, ССамолет или кокоСС). Если звук слышится в начале слова,ежик идет в начало дорожки, если звук слышится в конце слова,ежик «доходит» до конца дорожки и останавливается там.

Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу иконцу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например,земляничкой и грибом.

«Что хотела сказать кукла?»

Задание для детей: «К нам из Африки приехала кукла, она плохо умеет разговаривать. Давайте научим ее правильно говорить». Педагог ходит с куклой в руках по группе и говорит, опуская в словах первый или последний звуки: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д.

«Потерянный звук»

Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки,

И гулял он целый век по скрюченной _…орожке.

А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке

Жили летом и зимой скрюченные _…ышки.

И стояли у ворот скрюченные ёлки,

Там гуляли без забот скрюченные _…олки.

И была у них одна скрюченная _…ошка,

И мяукала она, сидя у окошка.

«Речевое лото»

У ребенка карточки с картинками. Ребенок получит карточку после того, как назовет первый и/или последний звук в слове.

«Речевое лото» - 2

У ребенка карточки с картинками. Ребенок должен закрыть картинку той буквой, которая будет первой при написании данного слова.

«Волшебный коврик».

Перед каждым ребёнком набор звуковых символов: синего, зелёного, красного цветов.

Задание для детей: Ребята, когда вы услышите в слове первый звук, то кладете соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов.

«Дежурный звук»

Задание для детей: Педагог произносит звук. Каждый ребенок должен придумать слово с этим звуком в начале слова. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются

Примерные лексические темы: звери, птицы, растения. Образец. Л: лось, лошадь.

ЛЬ: лев, леопард, лиса.

Р: роза, ромашка.

РЬ: редис, репа, ревень.

С: сова, соловей, сыч.


Упражнение

По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются или заканчиваются на заданный звук, например на звук [з].

Упражнение «Светофоры».

На доску выставляются три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

«Кто лучше слушает?»

Задание для детей: Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук О.

Это Оля и Коля. Они очень любят своего ослика. Оля хотела научить прыгать через обруч своего ослика. Но ослик был очень упрямый и долго стоял. Но вдруг он побежал и прыгнул через обруч. Коля сразу стал угощать ослика.

«Сороки»

С использованием прищепок. Прищепкипревращаются в любопытных сорок, которым нравятся слова со звуком «С». Дети выбираюткартинки со звуком «С» в начале и в конце слова .

«Отгадай слово»

Задание для детей:По первым звукам названий картиноксоставьте слово

Упражнение

Задание для детей: обозначь место звуков в словах соответствующим цветом на схемах: звук «к» - синим, «кь» - зеленым.

«Логопедическое домино»

Перед началом игры выкладываются из коробки карточки-домино на стол картинками вниз, тщательно их перемешивают и предлагают участникам игры брать по столько-то карточек-домино. Например, по 4,6,7 и т.д. в зависимости от количества играющих. Если в процессе игры у играющего нет нужной картинки, он берет карточку из запасных, пока не достанется нужная карточка. Играющий четко и правильно называет первый и последний звук на карточке. Если при этом нужный звук определен и произнесен неправильно, то он штрафуется или теряет свой ход.

Выигравшим считается тот, кто раньше выставил свои карточки-домино.

Игры на определение места звука в слове (начало, середина, конец)

«Цветочная полянка»

Задание для ребенка: «Сорви цветок и назови гласный звук в середине слова». «Сорви цветок и определи, где находится звук «П» в начале, середине или в конце».

«Пчелка»


Задание для ребенка: «Пчелка труженица готовится к зиме. Помогите пчелке в улей собрать мед. Для этого необходимо определить,(место звука в слове)где находится звук, в начале, середине или конце.

«Фантазеры»

На столе разложены картинки, например, со звуком «Ш». Ребенокговорит: «Я шел в детский сад, и по дороге увидел…», называет 2 или 3 картинки, где звук «Ш» находится в начале, середине или конце слова.

Угощенье для друзей»

Задание для ребенка: «К белочке придут гости, она готовит для них угощенье. Разложите по тарелкам угощенье, определив место звука «М» или «Г» в слове».

«Чудесная удочка»

Использовать удочку с магнитом вместо крючка. Опускатьудочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы.

Задание для ребенка: Удочкой поймайте рыбку и определите место звука «Л» или любой другой заданный звук в слове (начало, середина, конец).

«Чудо-дерево» - и, - о, - э, - а, - у) выпавшему на кубике.

«Этажерка»

Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в середине, третий - в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, шил стол, стул, луковица, полка, палка, голубь.

«Пчелка Майя», «Зайчонок»

Педагог произносит слово, ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает картинку в начало (середину или конец дорожки).


«Лото»

Предлагаются карточки с картинками на звук Л и картонные полоски, разделенные на три части. На одной трети полоски (в начале, середине или в конце) написана буква. В ходе игры педагог называет слова. Дети определяют место звука и закрывают картинку соответствующей полоской.

«Почта»

Задание для детей: Опусти в почтовые ящики письма, в названии которых звук «с» слышится в начале слова в первый ящик, в середине – во второй ящик, в конце в третий ящик.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………..………………...……. 3

1. Игры и упражнения на определение первого и последнего звука в слове............6

2. Игры и упражнение на определение места звука в слове

(начало, середина, конец)………………………………………………………….....12

3. Определение последовательности звуков в слове………………………………..15

4. Определение количества звуков в слове …………………………………………19

5. Определение позиционного положения звука в слове ……………………….....22

6. Твердые и мягкие звуки……………………………………………..………......…23

Разделы: Логопедия

Я работаю учителем-логопедом в группе детей, страдающих общим недоразвитием речи. Состав группы неоднороден: присутствуют дети различного интеллектуального и речевого развития. Чаще всего общее недоразвитие речи осложнено другими речевыми дефектами, такими как стертая дизартрия.

Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.

В детском саду осуществляется комплексный подход в преодолении общего недоразвития речи. Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка. Коррекционно-педагогическая работа строится в соответствии с программой воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада").

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи я отвожу формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Мой практический опыт подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Проведя логопедическое обследование детей пятилетнего возраста поступающих в речевую группу, я пришла к выводу, что только 30 % из них обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи. У остальных детей этой готовности нет. Отсюда приходим к выводу, что для детей, имеющих недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением звукового анализа, должны быть применены дополнительные средства обучения, обеспечивающие специальные условия формирования фонематических представлений. Средства эти выражаются в коррекции произношения и систематических упражнениях по звуковому анализу.

Коррекционную работу по формированию навыков звукового анализа и синтеза я начинаю со старшей группы. Эта работа проводится в несколько этапов и занимает два года обучения.

На логопедических занятиях изучаемое слово чаще всего оформляется материально в пространственно-временной последовательности звукового ряда. Однако наряду с этим слово может быть дано для восприятия и анализа только на слух, например, выделение звука в начале и конце слова, определение количества звуков. И дети допускают здесь многочисленные ошибки. Поэтому коррекционную работу я начинаю с подготовки детей к звуковому анализу. Я использую разнообразные упражнения по построению и анализу состава предметного ряда на основе художественных произведений: тема "Предметный ряд" – с использованием русской народной сказки "Репка"; тема "Ряд по величине" – сказки JI.H. Толстого "Три медведя"; тема "Ряд по цвету" – сказки В.Г. Сутеева "Петух и краски"; тема "Ряд по форме" – русской народной сказки "Колобок".

Параллельно с этим ведется работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания. На занятиях мы играем в такие игры, как "Угадай, кто кричит", "Где позвонили?", "Угадай, на чем играю", "Кто тебя позвал?", "Близко или далеко" и другие.

Активно используется в работе картотека по формированию фонематического восприятия, которая включает специальные упражнения:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.

Одновременно с этим начинается работа по уточнению правильно произносимых звуков, постановке и первоначальному закреплению отсутствующих.

На первом году обучения изучаются звуки легко и правильно произносимые всеми детьми. Это в первую очередь гласные звуки и некоторые согласные (м, п, т, к, х и др.). Каждый звук сначала уточняется изолировано, а затем выделяется (утрированно произносится) в звукокомплексе, слоговых сочетаниях, словах, предложениях, стихах, рассказах. Такой подход позволяет подготовить детей к звуковому анализу слов.

Работа начинается с гласных звуков. На занятиях мы поем гласные, знакомимся с термином "гласный звук", учимся узнавать гласные на слух в ряду других звуков. Для этого использую игры: "Хлопни в ладоши", "Подними руку" (глаза закрыты), "Подними символ", "Бегите ко мне" и другие. Кроме этого, дети учатся выделять сначала первый ударный гласный звук, а позже безударный.

Дети часто путают "начало", "середину" и "конец" слова. Чтобы помочь им, в работе я использую специальные карточки-схемы ("птички") для определения места звука в слове. Головка птички – начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова. Как показывает опыт, "птички" нужны для занятий в старшей группе. В подготовительной группе необходимость в них отпадает, так как дети уже хорошо ориентируются в структуре слова, и можно использовать карточки-схемы без "птичек".

На следующем этапе формирования навыков звукового анализа и синтеза мы учимся определять порядок гласных звуков в сочетаниях АУ, АУИ. Как показывает опыт, дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно к слуховой и в зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы гласных звуков по внешнему виду напоминают очертания губ при артикуляции соответствующих звуков: А – большой круг, У –маленький кружок, О – овал, И – полоска, Э – нижняя половинка круга, Ы – верхняя половинка круга. Они располагаются на красном фоне. Символы согласных звуков содержат какой-либо элемент, подсказку, из картинки-символа, например, К – капля (капает дождик), М – рога (мычит бычок) и т.д. Они располагаются на синем фоне. Символы звуков можно изготовить на разных геометрических фигурах (треугольник, квадрат, круг, овал и др.), чтобы дети не зацикливались на одной форме.

Дети, как правило, очень любят заниматься на занятиях используя различную символику (условные обозначения, схемы, жестовые и зрительные символы и другие), к которой на определенном этапе обучения добавляется буква. Практика подтверждает, что использование символики эффективно. Так, например, использование зрительных символов звуков дает возможность детям уже в старшей группе "читать" слоги и маленькие слова, а с моей стороны контролировать правильность фонематического восприятия детьми звуков и звукосочетаний.

Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, я использую различные формы работы: выложить на коврографе, построить из кубиков, посадить звуки в вагончики, поселить в домики, одеть человечков и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.

Практический опыт убеждает в том, что чем больше анализаторов участвует в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее дети его усваивают.

Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками, усвоение термина "согласный". Мы с детьми учимся многократно произносить согласные, озвучивая картинки-символы: "мычим", "пыхтим", "свистим" и т.д. Сравнивая гласные и согласные звуки, находим различия в артикуляции.

Одновременно переходим к следующему этапу формирования навыков звукового анализа и синтеза – это выделение последнего согласного звука в слове (дом) и анализ и синтез обратного слога (aп ). На этом этапе обучения широко используем игры: "Звук заблудился", "Подскажи Петрушке звук", "Живые звуки", "Звуки рассыпались", "Звук потерялся", "Добавь звук" и др.

По мере прохождения звуков, усложняются формы звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять первый согласный звук из слова (мак), слогообразующий гласный в односложных словах (мак), анализировать прямой слог (са), выделять гласный звук из конца слова, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове. В старшей группе звуковой анализ и синтез заканчивается на уровне односложных слов типа сук, суп, мак.

В конце первого года обучения дети учатся сознательно анализировать слова без опоры на утрированное проговаривание логопеда, называть звуки, слова вразбивку, самостоятельно объединять звуки в слова. Вся эта работа проводится с широким использованием игровых ситуаций.

На протяжении всех периодов обучения я использую методику, основанную на теории поэтапного формирования умственных действий, разработанную П.Я. Гальпериным. Согласно этой теории при обучении соблюдается следующая последовательность этапов формирования умственных действий в процессе обучения:

  1. Этап разъяснения ориентировочной основы действия.
  2. Этап предметного материального (или "материализационного" действия).
  3. Этап действия в плане громкой речи.
  4. Этап внутреннего, умственного действия.

Так, например, на 1 этапе задание выполняет логопед, дети смотрят и учатся, а затем пытаются сами выполнить аналогичное задание. На 2 этапе дети выполняют задания сами по образцу, используя пространственные модели (схемы, фишки, символы и т.д.). На 3 этапе дети выделяют звуки без помощи материальных средств, но прибегая сначала к громкому, а позже к шепотному проговариванию слов с интонированием нужного звука. На 4 этапе дети выделяют звуки без вспомогательных средств и без проговаривания.

Таким образом, к концу обучения в старшей группе дети овладевают навыком анализа и синтеза односложных слов.

Звуковой анализ и синтез в подготовительной группе начинается с повторения материала предыдущего года. Однако я ввожу с первого же занятия буквенное изображение изучаемых звуков, что в ходе аналитико-синтетической деятельности позволяет добиться более быстрого запоминания букв, а также улучшения навыка слияния буквенных элементов при чтении. Дети выкладывают из букв сначала слоги, а потом и слова с предварительным анализом, затем с последующим и наконец без анализа.

В начале обучения основное содержание работы направлено на развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, на выработку четкой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания.

Учитывая степень доступности форм звукового анализа, я соблюдаю при обучении следующую последовательность в выделении звуков из слов:

  1. Выделение гласного звука из начала слова(Аня, утка).
  2. Выделение согласного звука из конца слова(мак, кот).
  3. Выделение согласного звука из начала слова(мак, дом).
  4. Выделение слогообразующего гласного из положения после согласного(дом, мак, танк).
  5. Выделение гласного звука из конца слова(окно, вода).
  6. Выделение согласного звука из середины слова(банка).

В этом же периоде обучения дети закрепляют знания о двух основных группах звуков русского языка – гласных и согласных – и знакомятся с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными. Дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости и мягкости я учу детей, опираясь на слуховое восприятие и тактильные ощущения. Так, например, глухость и звонкость мы контролируем при помощи гортани (руку надо положить на горло), а твердость-мягкость – с помощью кисти руки: если звук твердый – рука сжата в кулак, а если мягкий – расслаблена. Одновременно для составления схем вводится дифференцированное цветовое обозначение звуков: гласные – красный цвет, твердые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет. Звонкость согласных обозначается колокольчиком. Дети начинают активно пользоваться терминами "гласный", "согласный", "твердый", "мягкий", "звонкий", "глухой". Постепенно появляется возможность дать полную характеристику звука, так как детям с ОНР трудно удержать в голове всю последовательность рассказа, я предлагаю им табличку-схему для характеристики звуков.

Привожу ряд упражнений и игр, используемых в первом периоде обучения:

  • отбор детьми предметов, игрушек или картинок с их изображением, в названиях которых содержится определенный звук;
  • подбор слов по определенной лексической теме с использованием фонетических заданий;
  • называние, а затем рисование посуды, фруктов, ягод и т.п., в наименованиях которых содержится заданный звук;
  • нахождение на специально подобранных сюжетных картинках предметов, в названиях которых содержится нужный звук;
  • отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках;
  • выделение из ряда произносимых логопедом слов тех, в которых имеется заданный звук (дети поднимают фишку соответствующего цвета);
  • название имен детей, кличек животных, предметов, наименования которых начинаются с данного звука;
  • выделение из предложений слов с заданным звуком;
  • выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук(мак, машина, мама);
  • выделение последнего звука в анализируемом слове и придумывание слов с этим звуком(жук, кот, каша);
  • игра "Найди свое место в слове". Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использую следующий прием: маркером делю доску на три части, показывая, где начало, где середина и конец слова. Затем называю слова и прошу определить место какого-либо звука в этом слове. Расположение слова на доске дается слева направо. Ребенок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска, разделенная на части, становится ориентиром для расположения звуков. Если кто-то из детей ошибается, другие его поправляют;
  • игра "Домашние животные и их детеныши". Дети вспоминают домашних животных и птиц, в названиях которых имеется определенный звук, например, звук К : коза – козленок, кошка – котенок и т.п.

Аналогично проводятся игры "На чем люди ездят" (назвать все виды транспорта, в названиях которых есть звук С : самолет, троллейбус, автобус, велосипед и т. д.); "Вооружи солдата" (в названии оружия должен быть, например, звук Т : автомат, пулемет, винтовка, граната и т. д.) ; "Обставим комнату" ; "Назови музыкальные инструменты, в названиях которых есть звук..."; "Построим дом" и другие.

Однако умение выделять из слова отдельные звуки не обеспечивает приобретения навыков звукового анализа, необходимых для овладения письмом и чтением. Поэтому следующий этап обучения – формирование умения последовательно выделять звуки из слова. В старшей группе дети уже научились анализировать односложные слова (мак) , используя схемы и фишки. В подготовительной группе это умение закрепляется. Кроме того, за счет расширения объема изучаемых звуков и букв анализ и синтез слов усложняется. При обучении я учитываю возрастающую степень слоговой трудности в словах:

  • односложные слова, состоящие из обратных слогов, или двухсложные, состоящие из двух гласных(ус, ау);
  • односложные слова с закрытым слогом без стечения согласных(мак);
  • двусложные слова, первый слог которых состоит из одного гласного(осы);
  • двусложные слова без стечения согласных из открытых слогов(луна);
  • двухсложные слова, первый слог которых открытый, а второй закрытый(замок);
  • двусложные слова, первый слог которых закрытый, а второй открытый(пушка);
  • двусложные слова из закрытых слогов(ландыш);
  • односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол);
  • односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост);
  • двусложные слова из открытых слогов со стечением согласных в первом слоге(крыша);
  • двусложные слова разной звуковой структуры(утка, звезда, свисток);
  • трехсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием(канава).

Быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой конструкцией детям помогает работа со схемами и с разрезной азбукой. При этом дети не только слышат, но и видят количество и порядок произносимых звуков.

При обучении я соблюдаю принцип строгой последовательности работы над звуками. Он заключается в том, что при введении в анализ и синтез слов с определенным изучаемым звуком, временно исключается пользование словами с другими сходными звуками, могущими привести к смешению. Так, например, если вводится в анализ и синтез слово со звуком С , то исключаются слова со звуками 3, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ .

Вот некоторые приемы работы, дополнительно к тем, которые использовались ранее:

  • придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемого слова(жук – ура, утка);
  • придумывание слов из определенного количества звуков (из 4-х: окно, утка);
  • придумывание слов, состоящих из 2-3-х звуков, с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
  • определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из 3-х, 4-х, 5 звуков;
  • придумывание слов на указанный звук;
  • придумывание слов из трех звуков, в котором второй и третий известны(ом – дом, том, ком, сом, лом);
  • нахождение одинаковых и разных звуков в словахмак ирак и т.д.

Игровые приемы:

  • перепрыгни через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове;
  • покажи столько пальцев, сколько звуков в слове;
  • пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла;
  • пусть подойдет к столу тот, в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3-Оля, 4-Миша и т.д.);
  • игра "Начало слова за тобой" (назови первый звук слов сак – рак, мак, лак и т.д.);
  • найди и опусти в "чудесный мешочек" игрушку, в названии которой второй звук гласный (У) (жук, кукла и т.д.);
  • игра "Конец слова за тобой" (добавь третий звук слова:ма – мак, мал; ко – кот, ком, кол и т.д.);
  • нарисуй предмет, в названии которого: 2 звука(он, уж), 3 звука(дом, мяч), 4 звука(бант, шкаф, стол) и т.д.

Знакомя детей с двусложными словами, я ввожу понятие "слог". Учу детей делить слова на слоги. Сначала с опорой на тактильные и слуховые ощущения (нажим подбородка на руку, хлопки в ладоши), а потом – с опорой на слух (определение гласных в слове).

На этом этапе обучения анализ и синтез становятся звуко-слоговыми. Для обозначения слов мы используем длинные полоски, а для обозначения слогов – короткие. Кроме того, я использую такие приемы работы, как работа над ритмом и ударением, повторение слогов в определенной последовательности; выделение слов с заданным количеством слогов, графическое изображение, звуко-слоговые схемы слова. Приведу примеры некоторых упражнений и игр, применяемых на этом этапе обучения:

  • отобрать картинки, названия которых состоят из одного, двух, трех и т.д. слогов;
  • найти картинку, обозначающую двусложное слово с ударением на 1-м слоге, на 2-м слоге;
  • отбери картинки, которые обозначают слова с ударением на 1-м слоге;
  • подсчитать количество слогов в слове, составить графическую схему и выложить слово из букв;
  • игра "Назови часть слова";
  • игра "Добавь часть к слову" (ка-ша, Ка-тя, ка-ра-ул и т.д.);
  • игра "Предметы вокруг нас" (называние детьми слов, состоящих из 2-х слогов:ва-за, сто-лы, лам-па и т.д.);
  • игра "Кто быстрее украсит елку" (игрушками, в названиях которых 2-3 слога);
  • игра "Почтальон принес письмо" (письмо вручается лишь тому, кто правильно определил количество слогов в названии предмета, изображенного на открытке);
  • игра "Угадай, что изменилось"(кожа – коса – коза и т.д.);
  • загадки ("Два конца, два кольца, а посередине – гвоздик" ,подсказка: в ответе 3 части) и другие.

В подготовительной группе дети упражняются в печатном изображении букв маркером на доске и карандашом в тетради. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Для детей с речевым недоразвитием очень важна графическая передача последовательности звуковых элементов в словах и предложениях. Это имеет большое значение для профилактики дисграфии наряду с использованием других приемов:

  • построение букв из полочек;
  • лепка из пластилина;
  • угадывание букв наощупь;
  • письмо цветными буквами;
  • построение цветных цепочек;
  • ребусы и другие.

Большое значение я придаю насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью я так организовываю работу, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Покажу это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой К . Один ребенок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время дается задание – найти соответствующую букву в большой кассе, третьему – написать эту букву на доске маркером.

Если анализируется, например, слово кот , то в начале оно анализируется на слух, т.е. определяется количество и порядок входящих в него звуков, дается характеристика каждому звуку: звук (К) – согласный, глухой, твёрдый, звук (О) – гласный, звук (Т)) – согласный, глухой, твёрдый.

Затем даются задания для одновременного выполнения уже следующим детям: одному ребенку – выложить это слово из цветных полосок на коврографе, второму – выложить его на доске буквами, третьему – написать маркером на доске. Вызванные дети выполняют их одновременно, а остальные проверяют правильность выполнения заданий.

При использовании такой формы работы каждый ребенок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух, но и воспринимает это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. А я получаю возможность проверить одновременно нескольких детей.

На протяжении всех этапов обучения я провожу работу по коррекции звукопроизношения: постановке и дифференциации звуков, автоматизации их в речи.

Таким образом, развитие анализа и синтеза звукового состава слова происходит одновременно с развитием артикуляционных навыков и фонематического восприятия. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте: вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки рече-звукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Опыт показывает, что данная система работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза успешно решает вопрос о коррекции аналитико-синтетической деятельности детей. К концу срока обучения в речевой группе практически у всех детей фонематический слух находится в пределах возрастной нормы, дети успешно справляются с любыми формами анализа и синтеза. Проводимая работа способствует развитию у детей слухового внимания, восприятия, памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова.

Помимо этого у детей развивается связанная речь, память, мышление, обогашается словарный запас.

Вся работа проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

На занятиях по обучению грамоте значительное место занимает работа по фонетическому анализу слов. Чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен понять, что речь рождается из слов. А для этого ему необходимо усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
В процессе своего речевого общения ребёнок никогда не имеет дело с изолированными звуками, а имеет дело с целыми звучащими компонентами, которые он должен различать на слух и произносить. Этими компонентами являются слова, словосочетания, предложения. В речи ребенка важным является её предметное содержание. Поэтому задача звукового анализа и синтеза перед ребенком не встанет сама по себе. Эта задача становится актуальной только при обучении его грамоте. Фонематическому анализу и синтезу ребенок должен быть обучен.
Основной задачей развития у детей фонематического анализа и синтеза является профилактика фонематической формы дисграфии, проявлениями которой являются следующие ошибки при освоении детьми письменной речи: пропуски гласных букв в словах (САПОГ- СПОГ), пропуски согласной буквы в словах со стечением согласных (СТАКАН-САКАН, ТАКАН), слитное написание слов в предложении и др.
Дошкольник не может спонтанно произвести звуковой анализ слова, т.к. ребенок, если перед ним ставится эта задача, должен впервые в своей речевой практике отойти от смысла слова и начать работать со словом не как с семантической (наполненной смысла) единицей речи, а как со звукокомплексом.
Фонематика - это наука, которая изучает звуки (фонемы) русского языка.
Фонема является минимальной линейной единицей языка, то есть меньше, чем на фонемы, низкая звуковая последовательность (слог, слово, предложение) не может быть расчленена.
Количество фонем, как гласных, так и согласных, в различных языках мира различно. Так, в русском языке 6 гласных и 36 согласных фонем, в английском - 20 гласных и 24 согласных.

Характеристика звуков русского языка.
Звуки делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ.
Гласные звуки (их 6): А, О, У, Ы, И, Э.
Гласных букв в русском языке- 10: А, О, У, Ы, И, Э, Е, Ё, Ю, Я.
При произношении гласных звуков струя воздуха не встречает преград во рту (зубы, губы разомкнуты, язык лежит), они образуют слоги.
Определение для детей: Гласный звук можно петь и тянуть.
При произношении согласных звуков воздушная струя обязательно встречает звукообразующую преграду: зубы,язык, губы. Согласные звуки слога не образуют.
СОГЛАСНЫЕ бывают твердые и мягкие :
Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, З-ЗЬ, К-КЬ, Л-ЛЬ,
М-МЬ, Н-НЬ, Р-РЬ, С-СЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ.
Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш.
Звуки: Л, М, Н, Р, ЛЬ, МЬ, НЬ, РЬ -всегда звонкие (у них нет «глухой» пары).
Ш, Ж, Ц - твердые согласные,
Ч, Щ, Й - мягкие согласные.
Твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом,
Мягкие согласные - зеленым,
Гласные - красным.

Мягкость и твёрдость согласных определяется на слух, в сравнении: (М-МЬ),
И с некоторой ссылкой на артикуляцию:
Звук М произносится «сердитыми» губами (он твердый),
А звук МЬ- мягкий, ласковый, он произносится губами в улыбке.
Глухость- звонкость определяется так:
1. Прикрыть ладошками уши и произнести звук (для сравнения- глухой и парный ем звонкий). Какой из них звенит?
2. При произнесении звука приложить к горлышку ладошку.
«Дрожит» горлышко или нет? (обнаружение «дрожания» голосовых связок).

Фонематический анализ - это выделение звуков слова (назвать первый звук, последний звук, все звуки поочередно).
Фонематический синтез - это воспроизводство слова (составление, синтезирование) из отдельных звуков.
Например: составь слово в котором есть звуки К, О, Т (кот).
«Звуки разбежались» К, С, О (сок)
Буквенный анализ и синтез - это те же операции, но производимые с буквами.
Звуко-буквенный анализ - это выделение звуков слова и его букв.
Пример: анализ слов с Ь на конце
К, О, НЬ- 3 звука
К, О, Н, Ь,- 4 буквы.
Ь в середине слова:
КОНЬКИ 2 слога
5 звуков
К о н ь к и 6 букв.

Слова с Ъ:
Звуковой анализ можно не давать, но надо объяснить,
Почему нужен Ъ в данном слове ПОДЪЕЗД: написать слово
Без Ъ и прочитать его ПОДЕЗД. А как разделить буквы Д и Е?
На»выручку» и приходит Ъ.
Анализ слов с сомнительной согласной:
Д, У, П-3 звука
Д, У, Б - 3 буквы, на конце -буква Б, а не П, т.к. в слове ДУБЫ нет звука П,а есть звук Б.
Анализ слов с безударной гласной:
В слове СОВА мы слышим звуки С, А, В, А, а напишем СОВА, т.к. в слове СОВЫ после звука С слышим звук О.

Гайбышева Динара Рафильевна
Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Выделяют два вида звукового анализа :

1. Элементарный звуковой анализ

выделение звука из ряда звуков , на фоне слога, слова.

2. Сложный анализ .

Определение первого и последнего звука в слове .

Определение места звука в слове (начало, середина, конец) .

Определение последовательности звуков в слове .

Определение количества звуков в слове .

Определение позиционного положения звука в слове (перед каким звуком стоит данный звук , после какого звука и т . п.).

Сложным формам звукового анализа нужно обучать специально. Особенно это касается детей с речевыми дефектами. Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде игры . Эффект от занятий будет выше, если взрослые отнесутся к игровому обучению как к развлечению , приятному общению с ребенком.

Предлагаю игры, которые замечательно позволяют скрасить время во время дороги из детского сада домой, вынужденного ожидания, например, в поликлинике.

«Поймай звук »

Предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук (например звук [р] )

Сначала, изолированный звук : м-р-к-р-в-р-л-п-р-т-р

Затем ребёнок должен услышать звук [р] в слогах : ра –на-то-ро-ул-ур-ыр-ыс

И предложите ребёнку «поймать» звук [р] в словах : рама, луна, топор, рот, мел, крот, мост, крокодил.

«Правильно - неправильно»

Вы показываете ребёнку предмет и произносите его искажённо и правильно, а он хлопает если слово звучит верно и топает, если слово звучит искажённо (баван-баман-бакан-банан) .

«Нужный звук »

Предложите ребёнку подбирать слова с заданным звуком . Например, вы отправились в магазин за овощами и фруктами, возьмите с собой ребёнка и предложите ему выбрать только те овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л» . Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т. п.) .

Такую игру можно играть в настоящем зоопарке или в воображаемом. Взрослый говорит : «Давай представим, что мы с тобой сейчас в зоопарке, в нем живут звери. Назови животных, в названии которых есть звук «Р» . Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т. п.) . А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л» . (слон, лось, белка, волк) .

«Поймай мяч»

Задание для ребёнка : «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С» ».

Затем взрослый говорит : «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К» (сок, дом, ток, рот) .

«Отгадай, какое слово задумано»

Взрослый называет слова, в которых недостает первого заданного звука , например [р] (.ак : рак, .ама : рама, .анец : ранец, .адио : радио, а ребенок отгадывает и показывает правильно и громко произнося все слово.

«Кто больше?»

Кто придумает больше слов на заданный звук . Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой («Назови животных, название, которых начинается со звука [с] ». «Назови птиц, название которых начинается со звука [в] » ).

«Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук , например : «тан.» , «пау.» , «вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук , чтобы получилось слово.

«Цепочка»

Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например : сок - карандаш - шарик - кот.

Играть в логопедические игры детям дома с родителями весело и занимательно. Они с удовольствием будут с вами соревноваться. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются , речь становится грамматически правильной, а непростые упражнения по звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Успехов вам!

Публикации по теме:

Дидактическая игра "Звуки- сигнальчики" для развития звукового анализа. Цель: развитие навыков звукового анализа. Оборудование: кружки-сигнальчики.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’], [Л] и [Л’] для детей 6–7 лет с ФФН. Непосредственная образовательная деятельность по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’],.

Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ. Формирование навыков звукового.

Конспект по НОД в старшей группе. Освоение звукового анализа слов, уточнение знаний детей об элементах жд транспорта Конспект По непосредственной образовательной деятельности В старшей группе «Гвоздика» На тему: «В гости к дяде Федору» ЦЕЛЬ: Освоение звукового.

Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Воспитатель Панина Елена Витальевна Основная задача обучения.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал