Основные идеи н коперника. Философские воззрения николая коперника как представителя натурфилософии эпохи возрождения

12.03.2024

Огромный рост естественнонаучного знания в эпоху Возрождения получил свое выражение в ряде откры­тий первостепенной важности. Осо­бенно большие успехи сделала математика. Строитель­ство больших зданий, прогресс в кораблестроении, радикальные изменения в военном деле, значительные изменения в системе и способах хозяйствования - все это требовало применения науки к производству. Раз­витие математики в Италии и в других странах Запад­ной Европы в XV-XVII вв. вызывалось именно этими потребностями. Так, в XV в. получили всеобщее рас­пространение арабские цифры, были воскрешены из забвения произведения античных математиков - Евк­лида, Архимеда и др. В конце XV и в XVI в. появля­ются произведения, в которых были превзойдены дости­жения античной математики. Ученые, занимающиеся математикой, стремились поставить ее на службу раз­вивающейся производственной практике; подобные устремления были почти неизвестны античности и тем более средневековью.

Исключительное значение в это время имело воз­никновение экспериментального естествознания. Как указывает Энгельс, именно в эту «грандиозную эпоху» были превзойдены достижения древних греков и средневековых арабов и возникло «современное естествозна­ние,- единственное, о котором может идти речь как о науке...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 608.)

Успехи теоретической математики и опытного естествознания оказали непосредственное влияние на раз­витие материалистических тенденций в философии и способствовали поражению схоластики. Важнейшие от­крытия в эту эпоху были сделаны в астрономии, раз­витие которой было обусловлено прежде всего потреб­ностями мореплавания и необходимостью исправления календаря. А поскольку богословско-схоластическое ми­ровоззрение было неразрывно связано с геоцентрической картиной мира, новые открытия в астрономии разрушали это мировоззрение. Важнейшим из этих от­крытий была гелиоцентрическая система великого поль­ского ученого Николая Коперника (1473-1543), зало­жившая основы научной астрономии.

Важнейшие положения гелиоцентрической системы мира, обоснованной Коперником в книге «Об обращени­ях небесных сфер» (1543), следующие: 1) Земля не пребывает неподвижно в центре Вселенной, как счита­ли Аристотель, Птолемей, а за ними все схоластики и церковники, но вращается вокруг своей оси; 2) Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр Все­ленной. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Движением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение Солнца относитель­но звезд, а также петлеобразное движение планет при наблюдении их с Земли.

Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника

Значение гелиоцентрической теории вышло далеко за рамки астрономии. По словам Энгельса, польский ученый бросил «вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теоло­гии...» (Там же С.347)г. Теория Коперника оказала значительное воздействие на развитие философских идей и способство­вала углублению материалистического мировоззрения. Отношение католической церкви к теории Коперника первоначально было двойственным. С одной стороны, будучи заинтересованы в реформе календаря, церковники, как и многие ученые, обратили внимание на то, что кни­га Коперника дает возможность более точно вычислять движение планет, чем система Аристотеля - Птолемея. С другой стороны, многие церковники сразу поняли враждебность гелиоцентрической теории Коперника всей системе христианских взглядов на мир. Поэтому церковь рьяно защищала систему Аристотеля - Птолемея, по­скольку система эта составляла один из ее главных ми­ровоззренческих устоев.

Опровергая непосредственно чувственные представле­ния людей о неподвижности Земли и движении Солнца, открытие Коперника укрепляло и усиливало убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Этот гносеологический оптимизм, развивавшийся в дальней­шем в науке и философии, постепенно привел к выявле­нию материалистических революционных идей, вытекав­ших из теории Коперника. Но для того чтобы это про­изошло, наука и философия должны были преодолеть два фундаментальных заблуждения Коперника, свиде­тельствовавших о силе традиционных религиозных пред­ставлений, которые базировались на концепции Аристо­теля- Птолемея: 1. Хотя астрономические наблюдения убедили Коперника в том, что небо «неподвижных звезд» необъятно по сравнению с Землей, а расстояние до него неизмеримо велико по сравнению с расстоянием от Земли до Солнца, все же в принципе Коперник раз­делял господствующее убеждение в конечности мироздания. 2. Хотя Земля, согласно учению Коперника, и перестала быть центром Вселенной, но в принципе такой центр сохранялся. Им становилось Солнце. Коперник сохранил и аристотелевские идеально круговые орби­ты обращения планет вокруг Солнца, в связи с чем вы­нужден был сохранить часть эпициклов (малых кру­гов), которые будто бы совершают планеты в своем иде­ально круговом движении вокруг Солнца.

Опровержение этих ошибочных утверждений Коперника и тем самым дальнейшее развитие и выявление ре­волюционизирующей сущности его системы выпало на долю великого итальянского мыслителя Джордано Бруно.

Нельзя однозначно сказать, кто такой Коперник. Считается, что это теоретик, астроном, гуманист, живший с 1473 по 1543 год. Он является предполагаемым создателем современной теории планетарного устройства, согласно которой в центре находится Солнце. Однако о его жизни и деятельности сведения весьма противоречивы, что не позволяет однозначно ответить на вопрос: "Кто такой Коперник?" Есть большая вероятность того, что это было подставное лицо. Имя Коперника, кроме того, могло обозначать целую группу новаторов в сфере астрономии, которые скрывались от преследования. Однако мы представим официальную биографию этого деятеля науки. Вы узнаете, кто такой Коперник, согласно самой распространенной версии. Иногда популярных версий несколько, и тогда мы будем приводить их все.

Дата рождения, происхождение Коперника

Николай Коперник, по сведениям польских историков 19 века, родился в 1473 году, 2 февраля. Это событие произошло в прусском городе Торне (современной Торуни, Польша). По астрологическим вычислениям учителя Галилея и Кеплера (М. Мэстлина), он родился в 4 ч. 48 мин. пополудни 19 февраля 1473 г. Именно эту дату повторяет большинство научных источников современности.

Отец будущего ученого является его тезкой. Существует немало версий того, кто такой Коперник-старший и чем он занимался. Он был либо купцом, либо крестьянином, либо врачом, либо пивоваром, либо булочником. Этот человек приехал из Кракова в Торунь около 1460 года. В Торуни отец Николая стал уважаемым человеком. Он служил много лет выборным городским судьей. Кроме того, он был носителем почетного звания "брат терциария" (мирской помощник относящихся к этому ордену монахов).

Что означает фамилия Коперник?

Нельзя сказать точно, что означает фамилия Коперник, однако историки считают, что в роду Николая дальние предки были торговцами медью (по-латыни медь - "cuprum"). Другая версия - фамилия происходит от названия деревень в Силезии, имеющих такое же имя. Предположительно они получили свое название от укропа, произраставшего в окрестностях (по-польски укроп - "koper"). Однако точное местонахождение этих деревень неизвестно. Польские историки впервые обнаружили эту фамилию в краковских документах, относящихся к 1367 году. Известно, что позднее ее носителями были ремесленники различных профессий, среди которых - медник, каменотес, оружейник, банщик, сторож.

Судьба родственников Николая

Николай Коперник-старший в Торуни женился на Варваре Ватзенроде, дочери председателя суда. Считается, что свадьба состоялась до 1463 г. Четверо детей родилось в семье. Николай был младшим из них.

В Польше и сегодня указывают дом, где якобы родился Николай Коперник, биография которого нас интересует. Это здание, представленное на фото ниже, в конце 18 века стало объектом паломничества множества поляков. Штукатурка и кирпичи от него - национальные реликвии, которые хранятся в музеях.

Дети в семье Коперников учились в родном городе, где получили хорошее образование. Андрей, старший брат, родившийся около 1464 года, повсюду сопровождал Николая практически до самой своей смерти (он умер в 1518 или 1519 году). Он помогал ему в учебе и религиозной карьере. В 1512 году Андрей заболел проказой, и через несколько лет умер А. Коперник. Кратко расскажем и о судьбе сестер нашего героя. Первая, Варвара, была пострижена в монахи в Кульме. Она скончалась около 1517 г. А Екатерина уехала в Краков со своим мужем, купцом Бартоломеем Гертнером. После этого ее следы теряются. А что же наш герой, Николай Коперник? Биография и его открытия достойны подробного изучения. Сначала мы расскажем о жизненном пути Николая Коперника, а затем - о его достижениях.

Смерть родителей, забота дяди

В 1483 году умер отец Николая от скоротечной болезни (предположительно, чумы). Мать скончалась в 1489 году. После ее смерти заботиться о семействе стал Лука Ватзенроде, брат матери (на фото ниже). Он был каноником местной епархии, а через некоторое время стал ее епископом. Этот человек был образованным по тому времени. Он был магистром краковского а также доктором в другом университете - Болонском.

Обучение братьев Николая и Андрея

Вскоре пошли по стопам своего дяди Андрей и Николай Коперник. Биография нашего героя продолжается длительным периодом обучения. После окончания городской школы (около 1491 г.) братья отправились в Ягеллонский университет. Николай и Андрей выбрали факультет свободных искусств. В этом учебном заведении они приобщились к гуманизму, распространившемуся в то время. В университете якобы даже сохранилась справка, свидетельствующая об оплате за обучение (за 1491 год) Николаусом Коперникусом. Проучившись 3 года латыни, астрономии, математике и другим наукам, братья решили уехать из Кракова, не получив диплома. Возможно, они приняли такое решение из-за того, что в университете в 1494 году победила схоластическая партия, представители которой относились к венгерскому землячеству.

Братьев выбирают на места каноников

Андрей и Николай намеревались продолжить свое обучение в Италии. Однако у дяди, который к этому времени стал епископом Эрмеландским, не было для этого лишних средств. Он посоветовал племянникам занять места каноников (членов правительственного капитула) в подчиненной ему епархии для того, чтобы получить жалование, необходимое для далекого путешествия и обучения за границей. Однако этот план был осуществлен не сразу - ему помешало отсутствие у братьев дипломов. Не помогла даже сильная протекция. Тем не менее братья в 1496 году все-таки отправились для обучения на юристов в Болонский университет. Их выбрали заочно на места каноников в 1487 году, с предоставлением жалования, а также 3-летнего отпуска для продолжения образования.

Продолжение обучения в Болонском университете

Изучал не только право, но также и астрономию ученый Николай Коперник. Биография его этого времени отмечена знакомством с Домиником Марией ди Навар. Это преподаватель Болонского университета, известный астролог того времени. Коперник, биография которого может быть воссоздана лишь на основании косвенных источников, в будущей своей книге будто бы упоминает об астрономических наблюдениях, которые он совместно проводил со своим учителем. В Болонском университете Николай выучил и греческий язык, который был довольно популярным среди гуманистов, однако вызывал подозрения в ереси со стороны схоластов-католиков. Кроме того, он полюбил живопись - сохранилась картина, которая считается копией сделанного Коперником автопортрета.

Чтение лекций в Риме, изучение медицины

Братья проучились в Болонье 3 года, снова не получив диплома. Согласно мнению историков, непродолжительное время Николай работал учителем математики в Риме, читая заодно и астрономические лекции Александру VI Борджа, римскому папе, а также итальянским ученым. Однако доказательств этого мнения не существует.

Братья в 1501 году возвратились на короткое время во Фрауенбург, к месту службы. Они хотели попросить отсрочку для продолжения обучения. Получив ее, братья отправились изучать медицину в Падуанский университет. Они оставались здесь вплоть до 1506 года и вновь не получили диплома. Однако в 1503 году братья сдали экзамены экстерном в Феррарском университете и стали докторами права.

Возвращение на родину, служба у епископа

Коперники в 1506 году вернулись на родину после окончания обучения. Николаю к этому времени было уже 33 года, а Андрею - 42. В ту пору получать дипломы в этом возрасте считалось нормальным. Более того, многие ученые, признанные в научном сообществе (например, Г. Галлилей), не имели дипломов. Это не мешало всем им получать профессорские кафедры.

Николай Коперник после года службы каноником во Фромборке стал советником епископа (своего дяди), а затем и канцлером епархии. Он помогал своему родственнику бороться с тевтонским орденом, который возглавил в 1511 году Альбрехт фон Гогенцоллерн, будущий его ренегат. Помогал Николай и в ведении переговоров с Сигизмундом I, польским королем, который был дядей Альбрехта. Считается, что Лука Ватцельроде хотел сделать из Николая своего преемника. Однако тот не обладал достаточной активностью и честолюбием для такого рода деятельности.

Переезд во Фраенбург

Коперник в это время начал создавать астрономическую теорию. В феврале 1512 года умер епископ Лука Ватцельроде. С этого времени заканчивается синекура Коперников. Кафедру епископа занимает Фабиан Лосайнен, однокашник братьев по Болонскому университету. Николаю приходится уехать из Лидзбарга. Н. Коперник возвращается во Фрауенбург, где становится каноником собора. Тидеман Гизе, его сторонник и друг, становится канцлером епархии. Впрочем, обязанности Николая пока не очень его отягощают. В его ведении находились хозяйственные дела и сбор налогов. Примерно в это время его брат Андрей заболевает проказой и решает уехать в Италию.

Коперник становится известным

Продолжает занятия астрономией Коперник. Ученый приобретает на этом поприще славу будто бы в конце 15 века. Лекции его становятся очень популярными, их посещает Александр VI Борджиа, а также Николай да Винчи. Историки отмечают, что папа Лев Х в 1514 году спросил ученого, что он думает о календарной реформе. Николай Коперник изложил свое мнение в письме Павлу Мидделбургскому, папскому куратору этого вопроса. Он посоветовал на некоторое время отложить эту затею, до тех пор, пока он не завершит создание своей теории (над которой, кстати, Коперник трудился 30 лет). Однако письменных свидетельств, доказывающих это, не обнаружено.

Николая Коперника осенью 1516 г. избирают на место Тидеманна Гизе. Он становится управляющим южными владениями, принадлежащими Вармийской епархии. А Гизе с этого времени занимает должность кульмского епископа. Коперник в связи с новым назначением переезжает на 4 года в Ольштын. Здесь он вынужден заняться военным ремеслом - войска Тевтонского ордена нападают на Вармию и захватывают ее часть. А однажды они осаждают даже резиденцию самого Коперника. Николай возвращается во Фромборк в 1521 году, после того, как был заключен мир с Тевтонским орденом.

Первый трактат, предложения по монетной реформе

Считается, что именно тогда он создал первый свой трактат под названием "Малый комментарий". Это сочинение сделало его теорию известной в узком кругу. Предложения Коперника по монетной реформе Пруссии относят к 1528 году. Именно тогда он изложил их на Эльблонгском сейме.

Обвинение, предъявленное Копернику

Вармийским епископом после смерти Фербера, состоявшейся в 1537 году, становится Иоганн Дантиск, бывший гуманист и эпикуреец. Впоследствии он стал ханжой и ретроградом, и именно благодаря этому сделал религиозную карьеру. Множество огорчений и неприятностей доставило Копернику его правление. Дантиск будто бы обвинял Николая в аморальном сожительстве с Анной Шиллинг, замужней экономкой. Женщине будто бы специальным постановлением епископа запретили появляться во Фромборке, так как эта опасная особа обольстила "почтенного астронома".

Последние годы жизни, смерть

К Копернику в 1539 году приезжает И. Ретик для изучения его теории. Через некоторое время он опубликовал книгу, где была представлена новая теория, а затем издал и книгу своего учителя.

Коперник скончался 24 мая 1543 г. Смерть наступила после инсульта и вызванного им паралича правой половины тела. В 1655 году Пьер Гассенди написал биографию, согласно которой в холодеющие руки Коперника его друзья вложили оригинал его книги. Николая, как считают современные историки, похоронили во Фромборкском соборе (фото его представлено выше). В 1581 году напротив его могилы установлена с портретом, а возле собора находится памятник Николаю.

Деяния Николая

Н. Коперник известен, прежде всего, как создатель гелиоцентрической теории. Однако ему приписывают и множество других занятий, присущих одаренным и высокообразованным гуманистам того времени. Опишем основные открытия Коперника кратко.

Перевод с греческого

В 1509 году Николай, владевший в совершенстве греческим языком, перевел на латынь сочинение 6 или 7 в. до н. э. "Нравственные, сельские и любовные письма Феофилакта Симокатты, схоластика". Считается, что создатель этого труда был последним историком, который относится к античной традиции. К сожалению, неизвестно, был ли этот перевод опубликован, однако текст его известен. Интересно, что историки сообщают, будто эта переписка с историческими и мифическими лицами наполнена анахронизмами и ничего выдающегося из себя не представляет. Однако и "скучная" "дребедень" почему-то восхитила Коперника, вдохновила Николая на перевод. Свою работу он посвятил дяде. Кроме того, наследники дела Николая издали и другие сочинения Феофилакта Схоластика.

Занятия картографией

И в этой области Коперник оставил свой след. Он создал карту Пруссии, которая, к сожалению, не сохранилась. Используя изготовленную самостоятельно параллактическую линейку из еловых шишек, Николай определил с точностью до 3" широту Фрауенбурга. Эти палочки, получившие название "трикветр", сегодня находятся в Краковском университете. Согласно мнению ученых-историков, в конце 16 в. эту драгоценную реликвию Иоанн Гановий, вармийский епископ, передал Тихо Браге через Элиаса Олаи Цимбера, ученика последнего.

Другие занятия Коперника

В период управления землями Вармии (с 1516 по 1520 год) Николай Коперник освоил ремесло полководца, военного инженера и администратора. Его занятия государственными финансами относят к концу 1520- гг. Кроме того, пишут, что Николай был прославленным врачом, бесплатно лечил ремесленников и крестьян. Открытия Коперника якобы включают даже изобретение им бутерброда.

"Малый комментарий"

В трех сочинениях изложены астрономические труды Николая Коперника. Два из них были опубликованы лишь в 19 веке. Первое сочинение - "Малый комментарий", в котором кратко изложена теория Николая. Экземпляр данной рукописи нашли в Венской придворной библиотеке в 1877 или 1878 г. А через несколько лет, в 1881, была обнаружена такая же тетрадка с записями самого Коперника. Она состоит из 16 листов и была найдена в Упсальском университете, в его библиотеке. Однако иногда сообщают, что ее обнаружили в Стокгольме.

"Послание Коперника против Вернера" и "Об обращениях небесных сфер"

"Послание Коперника против Вернера" - второе по времени сочинение Николая по астрономии. Это его письмо Бернарду Ваповскому, настоятелю Краковского собора. Произведение интересно вдвойне, так как в нем представлены хронологические рассуждения автора, которые основаны на анализе прецессии звезд в соответствии со средневековыми и античными источниками. В 1543 году была отпечатана основная книга Коперника "Об обращениях небесных сфер". Местом издания этого труда указывают то Регенсбург, то Нюрнберг. В ней содержатся результаты наблюдений автора, а также каталог 1025 звезд, собственноручно составленный им.

Теория Коперника

Идеи этого ученого были очень смелыми для своего времени. Мир Коперника кардинально отличался от общепринятых воззрений его предшественников и современников. Николай отбросил геоцентрическую которую создал Птолемей. В то время это был смелый шаг, поскольку эта модель редко подвергалась сомнению. Ее поддерживала очень влиятельная в то время католическая церковь. Согласно ей, центром вселенной является Земля, а Солнце, сфера неподвижных звезд и все планеты вращаются вокруг нее. Гелиоцентрическая система Коперника кардинальным образом расходилась с этим представлениям. Ученый считал, что Земля, так же как и другие планеты, движется вокруг Солнца. Николай отметил, что перемещение небесного свода, которое мы наблюдаем в течение суток, - это следствие движения нашей планеты вокруг оси. Открытия Коперника изложены им в работе "Об обращениях небесных сфер", которая была опубликована в год его смерти. Книгу в 1616 году запретила католическая церковь. Тем не менее новые идеи неуклонно пробивали себе путь. Открытие, сделанное Николаем, дало мощный толчок естествознанию. Многие ученые впоследствии обращались к нему.

Итак, мы изложили биографию и открытия Николая Коперника кратко. Как вы понимаете, существует лишь определенная степень вероятности того, что те или иные факты из его жизни правдивы. Воссоздавать биографию людей, живших задолго до нас, всегда непросто. Однако мы постарались изложить наиболее вероятные сведения о таком человеке, как Коперник. Биография и его открытия до сих пор являются предметом изучения историков. Возможно, через некоторое время им удастся получить более точную информацию.

Николай Коперник (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

Коля Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего, в расположенной неподалеку от дома школе при костеле ев Яна. До десяти лет Коля рос в обстановке благополучия и довольства. Беззаботное детство закончилось внезапно и довольно рано, едва Николаю минуло десять лет, как «моровое поветрие» - эпидемия чумы, частый гость и грозный бич человечества в то время, посетило Торунь, и одной из первых его жертв оказался Николай Коперник-отец. Заботы об образовании и дальнейшей судьбе племянника принял на себя Лукаш Ваченроде, брат матери.

Во второй половине октября 1491 года Николай Коперник вместе с братом Анджеем прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета. По его окончании в 1496 году Коперник отправился в длительное путешествие в Италию.

Осенью Николай вместе с братом Анджеем оказался в Болонье, входившей тогда в Папскую область и славившейся своим университетом В то время здесь особой популярностью пользовался юридический факультет с отделениями гражданского и канонического, церковного, права, и на этот факультет записался Николай.

Именно в Болонье у Коперника возник интерес к астрономии, определивший его научные интересы. Вечером 9 марта 1497 года вместе с астрономом Доменико Марией Новара Николай провел свое первое научное наблюдение. После него стало ясно, что расстояние до Луны, когда она находится в квадратуре, примерно такое же, как и во время ново- или полнолуния. Несоответствие теории Клавдия Птолемея обнаруженным фактам забавляло задуматься...

В первые месяцы 1498 года Николай Коперник был утвержден заочно в сане каноника Фромборкского капитула, годом позже каноником того же капитула стал и Анджей Коперник. Однако сам факт получения этих должностей не уменьшил денежных затруднений братьев жизнь в Болонье, привлекавшей к себе множество богатых иностранцев, не отличалась дешевизной, и в октябре 1499 года Коперники оказались совсем без средств к существованию. Выручил их приехавший из Польши каноник Бернард Скультети, позже неоднократно встречавшийся на их жизненном пути.

Затем Николай на короткое время возвращается в Польшу, но всего через год вновь отправляется в Италию, где изучает медицину в Падуанском университете и получает степень доктора богословия в университете Феррары. На родину Коперник вернулся в конце 1503 года всесторонне образованным человеком. Он поселился сначала в городе Лидзбарке, а затем занял должность каноника во Фромборке - рыбачьем городке в устье Вислы

Астрономические наблюдения, начатые Коперником в Италии, были продолжены, правда, в ограниченных размерах, в Лидзбарке. Но с особой интенсивностью он развернул их в Фромборке, несмотря на неудобства из-за большой широты этого места, что затрудняло наблюдения планет, и из-за частых туманов с Вислянского залива, значительной облачности и пасмурного неба над этой северной местностью.

До изобретения телескопа было еще далеко, не существовало еще и наилучших для дотелескопической астрономии инструментов. С помощью приборов того времени точность астрономических наблюдений была доведена до одной-двух минут. Наиболее известным прибором, которым пользовался Коперник, был трикветрум, параллактический инструмент. Второй прибор, употреблявшийся Коперником для определения угла наклона эклиптики, «гороскопий», солнечные часы, разновидность квадранта.

Несмотря на очевидные трудности, в «Малом комментарии», написанном приблизительно в 1516 году, Николай Коперник уже дал предварительное изложение своего учения, вернее, тогда еще своих гипотез. Он не счел нужным приводить в нем математические доказательства, поскольку они предназначались для более обширного сочинения.

3 ноября 1516 года Николай Коперник был избран на должность управляющего владений капитула в Ольштынском и Пененжненском округах. Осенью 1519 года полномочия Коперника в Ольштыне истекли, и он возвратился в Фромборк, но отдаться астрономическим наблюдениям для проверки своих гипотез и на этот раз по-настоящему не смог Шла война с крестоносцами.

В самый разгар войны, в начале ноября 1520 года, Николай Коперник вновь избирается администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжно К тому времени Коперник оказался старшим не только в Ольштыне, но и во всей Вармии - епископ и почти все члены капитула, покинув Вармию, отсиживались в безопасных местах. Взяв на себя командование немногочисленным гарнизоном Ольштына, Коперник принял меры к укреплению обороны замка-крепости, позаботившись об установке орудий, создании запаса боеприпасов, провианта и воды. Коперник, неожиданно проявив решительность и недюжинный воинский талант, сумел отстоять Ольштын от неприятеля.

Личное мужество и решительность не остались незамеченными - вскоре после заключения перемирия в апреле 1521 года Николай Коперник назначается комиссаром Вармии. В феврале 1523 года, до избрания нового епископа, Коперник избирается генеральным администратором Варнии - это высшая должность, которую ему приходилось занимать. Осенью того же года, после выбора епископа, он назначается канцлером капитула. Лишь после 1530 года административная деятельность Коперника несколько сузилась.

Тем не менее именно на двадцатые годы приходится значительная часть астрономических результатов Коперника. Удалось провести многие наблюдения. Так, около 1523 года, наблюдая за планетами в момент противостояния, т. е. когда планета находится в противоположном Солнцу пункте небесной сферы, Николай Коперник совершил важное открытие он опроверг мнение, будто положение планетных орбит в пространстве остается неподвижным. Линия апсид - прямая, соединяющая точки орбиты, в которых планета наиболее близка к Солнцу и наиболее удалена от него, меняет свое положение по сравнению с наблюдавшимся за 1300 лет до того и зафиксированном в «Альмагесте» Птолемея.

Но главное, к началу тридцатых годов работа над созданием новой теории и ее оформлением в его труде «Об обращениях небесных сфер» была в основном закончена. К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Теория Птолемея не позволяла объяснить многие явления, хорошо известные астрономам, в частности петлеобразное движение планет по видимому небосводу. Но ее положения считались незыблемыми, поскольку хорошо согласовались с учением католической церкви.

Задолго до Николая Коперника древнегреческий ученый Аристарх Самосский утверждал, что Земля движется вокруг Солнца. Но он еще не мог экспериментально подтвердить свое учение.

Наблюдая движение небесных тел, Н. Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорного труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он убедительно доказал, что Земля - это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца. Правда, Коперник все же считал, что звезды неподвижны и находятся на поверхности огромной сферы, на огромном расстоянии от Земли. Это было связано с тем, что в то время еще не было таких мощных телескопов, с помощью которых можно наблюдать небо и звезды.

Открыв, что Земля и планеты - спутники Солнца, Николай Коперник смог объяснить видимое движение Солнца по небосводу, странную запутанность в движении некоторых планет, а также видимое вращение небесного свода. Коперник считал, что мы воспринимаем движение небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда сами находимся в движении. Когда мы плывем в лодке по поверхности реки, то кажется, что лодка и мы в ней неподвижны, а берега плывут в обратном направлении. Точно так же наблюдателю, находящемуся на Земле, кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле это Земля движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите.

В двадцатые же годы Николай Коперник приобрел славу искусного врача. Знания, полученные им в Падуе, он пополнял в течение всей жизни, регулярно знакомясь с новинками медицинской литературы. Слава выдающегося медика была заслуженной - Копернику удалось многих пациентов избавить от тяжелых и трудноизлечимых недугов . А среди его пациентов были все современные ему епископы Вармии, высокопоставленные лица Королевской и Герцогской Пруссии, Тидеман Гизе, Александр Скультети, многие каноники Вармийского капитула. Часто оказывал он помощь и простым людям. Несомненно, что рекомендации своих предшественников Коперник использовал творчески, тщательно следя за состоянием больных и пытаясь вникнуть в механизм воздействия прописанных им лекарств.

После 1531 года пошла на убыль его активность в делах капитула и его общественная деятельность, хотя еще в 1541 году он выполнял обязанности председателя строительной кассы капитула. Сказывались долгие годы жизни. 60 лет - возраст, который в XVI веке считался уже достаточно преклонным. Но научная деятельность Коперника не прекращалась. Не прекращал он и врачебной практики, и слава его как искусного медика неуклонно возрастала.

В середине июля 1528 года, присутствуя в качестве представителя Фромборкского капитула на сеймике в Торуни, Коперник познакомился с известным тогда медальером и резчиком по металлу Матцем Шиллингом, переехавшим не так давно в Торунь из Кракова. Существует предположение, что Коперник знал Шиллинга еще по Кракову, более того, по материнской линии он состоял с ним в отдаленном родстве. В доме Шиллинга Коперник встретил его дочь - молодую и красивую Анну, и вот вскоре, составляя одну из своих астрономических таблиц, в заглавии столбца, отведенного планете Венере, Коперник в знаке этой планеты обводит контуром из листьев плюща - фамильной маркой Шиллингов, помещавшейся на всех монетах и медалях, чеканившихся отцом Анны...

Будучи каноником, Николай Коперник должен был соблюдать целибат - обет безбрачия. Но с годами Коперник чувствовал себя все более одиноким, все явственнее ощущал потребность в близком и преданном существе, и вот встреча с Анной...

Шли годы. К присутствию Анны в доме Коперника, казалось, привыкли. Однако последовал донос только что выбранному епископу. Во время болезни Дантиск вызывает к себе доктора Николая и в беседе с ним как бы невзначай замечает, что не пристало Копернику иметь при себе столь молодую и столь дальнюю родственницу - следует подыскать менее молодую и состоящую в более тесном родстве.

И Коперник вынужден «принимать меры». Анна в скором времени переселяется в свой дом. А потом ей пришлось уехать и из Фромборка. Это, несомненно, омрачило последние годы жизни Николая Коперника.

В мае 1542 года в Виттенберге выходит из печати книжка Коперника «О сторонах и углах треугольников как плоских, так и сферических» с приложением подробных таблиц синусов и косинусов. Но ученый не дожил до того времени, когда книга «О вращениях небесных сфер» распространилась по всему свету. Он был при смерти, когда друзья принесли ему первый экземпляр его книги, отпечатанной в одной из нюрнбергских типографий. Коперник скончался 24 мая 1543 года.

Деятели церкви не сразу поняли, какой удар по религии наносит книга Коперника. Некоторое время его труд свободно распространялся среди ученых. Только тогда, когда у Коперника появились последователи, его учение было объявлено ересью, а книга внесена в «Индекс» запрещенных книг. Лишь в 1835 году папа римский исключил книгу Коперника из него и тем как бы признал существование его учения в глазах церкви. (Самин Д. К. 100 великих ученых. - М.: Вече, 2000)

Еще о Николае Копернике:

Николай Коперник (Nicolaus Copernicus) - знаменитый астроном, преобразователь этой науки и положивший начало современному представлению о системе мира. Много спорили о том, был ли Николай Коперник поляком или немцем, ныне национальность его не подлежит сомнению, так как отыскан список студентов падуанского университета, в котором Коперник записан в числе учившихся там поляков.

Николай Коперник родился в Торне, в купеческой семье. Потеряв 9-ти летним ребенком отца и оставшись на попечении дяди по матери, каноника Ватцельрода, Коля Коперник в 1491 г. поступил в краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие. По окончании курса Коперник путешествовал по Германии и Италии, слушал лекции о разных университетах, а одно время даже и сам профессорствовал в Риме; в 1503 г. он вернулся в Краков и прожил тут целых семь лет, состоя профессором университета и занимаясь астрономическими наблюдениями.

Однако, шумная жизнь университетских корпораций была не по душе Копернику и в 1510 г. он переселился к Фрауенбург, маленький городок на берегу Вислы, где провел всю остальную жизнь, состоя каноником католического костела и посвящая свои досуги астрономии и безвозмездному лечению больных; мало того, когда было нужно - Николай Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту введена новая монетная система в Польше, а в г. Фрауенбурге он построил гидравлическую машину, которой снабжались водой все дома.

По глубине соображений, Николай Коперник неоспоримо был величайшим астрономом своего времени, но как практик он был ниже даже арабских астрономов; однако, в этом не его вина: в его распоряжении были самые бедные средства и все инструменты он делал собственными руками. Занимаясь размышлениями о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался ее сложностью и искусственностью, и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского, Филолая и др., он пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром вселенной.

Исходя из этого положения, Николай Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная еще истинных путей планет и принимая их кругообразными, он был еще вынужден частью удержать эпициклы и дифференты древних для объяснения разных неравенств движений. Эти эпициклы и дифференты были окончательно отброшены лишь Иоганном Кеплером .

Главное и почти единственное сочинение Николая Коперника, плоды более чем 30-ти летней его работы в Фрауенбурге, это: «De revolutionibns orbium coelestium». Сочинение издано в Регенсбурге в 1043 г. и посвящено папе Павлу III ; оно разделено на 6 частей и печаталось под наблюдением лучшего и любимейшего ученика Коперника, Ретикуса; автор имел отраду видеть и держать в руках это творение хоть на своем смертном одре.

В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а также изложены правила решения прямоугольных и сферических треугольников; во второй даются основания сферической астрономии и правила вычисления видимых положений звезд и планет на небесном своде. В третьей говорится о прецессии или предварении равноденствий, с объяснением ее попятным движением линии пересечения экватора с эклиптикой. В четвертой - о Луне, в пятой о планетах вообще, и в шестой - о причинах изменения широт планет.

Уединенная жизнь и позднее опубликование сочинения избавили Николая Коперника от гонений, которым подверглись его последователи, он умер спокойно и похоронен в Торне в костеле святого Яна. Только в XIX в. ему поставлены памятники в Варшаве, Кракове, Торне и Регенсбурге. Полное собрание сочинении Коперника издано Бapaнoвcким в Варшаве в 1854 г. на латинском и польском языках

Имя Николая Коперника так или иначе слышали практически все, кто учился в школе. Однако сведения о нем, как правило, помещаются в одной-двух строчках, наравне с еще парой фамилий выдающихся ученых, укреплявших торжество гелиоцентрической системы мира – и Галилео Галилеем.

Этот триумвират настолько закрепился в сознании, что порой вызывает путаницу в головах даже высокопоставленных политиков. Бывший спикер Государственной Думы Борис Грызлов , отстаивая вызывавшие сомнения научные разработки своего давнего знакомого и «научного соавтора» академика Петрика , бросил ставшую немедленно знаменитой фразу: «Термин лженаука уходит далеко в Средние века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил "А Земля все-таки вертится!"»

Тем самым, политик смешал в одну кучу судьбы всех трех ученых. Хотя на самом деле Николаю Копернику, в отличие от своих учеников, удалось счастливо избежать преследований инквизиции.

Каноник «по блату»

Родился будущий создатель новой картины мира 19 февраля 1473 года в ныне польском городе Торунь, в купеческой семье. Интересно, что даже о его национальном происхождении нет единого мнения. Несмотря на то, что Коперника считают поляком, нет ни единого документа, который бы ученый написал на польском языке. Известно, что мать Николая была немкой, а отец, уроженец Кракова, возможно, был поляком, однако точно это установить не представляется возможным.

Родители Коперника рано умерли, и Николай оказался на попечении дяди по материнской линии, католического священника Луки Ватценроде . Именно благодаря дяде в 1491 году Коперник поступил в Краковский университет, где, помимо других наук, увлекся астрономией.

Дядя Николая, тем временем, стал епископом, и всячески способствовал карьере племянника. В 1497 году Коперник продолжил обучение в Болонском университете в Италии. Интересно, что ни в Кракове, ни в Болонье Николай не получил никакой ученой степени.

С 1500 года Коперник обучался медицине в Падуанском университете, после окончания которого сдал экзамены и получил степень доктора канонического права.

Проведя три года в Италии в качестве практикующего врача, Николай вернулся к дяде-епископу, при котором занял должность секретаря и доверенного лица, одновременно выполняя функции личного врача.

Карьера Коперника, к тому времени носившего церковный сан каноника, удалась вполне. Оставаясь секретарем при дяде, Николай успевал заниматься астрономическими исследованиями в Кракове.

Водопроводчик и победитель чумы

Комфортная жизнь закончилась в 1512 году, вместе со смертью дяди-епископа. Коперник перебрался в городок Фромборк, где он уже несколько лет номинально числился каноником, и приступил к духовным обязанностям.

Своей научной деятельности Коперник также не оставил, приступив к разработке своей модели мира.

Надо сказать, что большого секрета из своих идей Коперник не делал. Среди друзей даже ходил его рукописный текст «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». Однако на полную разработку новой системы у ученого уйдет почти 40 лет.

Об астрономических трудах Коперника стало известно в Европе, однако гонений на предложенную им концепцию поначалу не было. Во-первых, сам астроном довольно осторожно формулировал собственные идеи, во-вторых, отцы церкви долгое время не могли определиться с тем, считать ли гелиоцентрическую систему мира ересью.

Гелиоцентрическая система мира. Фото: www.globallookpress.com

Сам же Коперник, не забывая о главном труде жизни, успевал отметиться и в других науках: он разработал для Польши новую монетную систему, как медик активно способствовал ликвидации эпидемии чумы 1519 года и даже спроектировал систему подачи воды в дома Фромборка .

С 1531 года Коперник занимался только разработкой своей гелиоцентрической системы и медицинской практикой. Его здоровье начало ухудшаться, и в последние годы жизни в работе ему помогали ученики и единомышленники.

В последний год жизни Коперника сразил паралич, а за пару месяцев до кончины он впал в кому. Ученый умер в своей постели 24 мая 1543 года, так и не увидев опубликованным труд всей своей жизни – книгу «О вращении небесных сфер». Она была впервые издана в Нюрнберге, в том же 1543 году.

Дело всей жизни

Надо заметить, что в своей критике Птолемееевой картины мира с Землей в центре Вселенной, Коперник был далеко не первым. Античные авторы, такие, как Никита Сиракузский и Филолай , полагали, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Однако авторитет таких светил науки, как Птолемей и Аристотель , оказался выше. Окончательно же геоцентрическая система победила тогда, когда ее в основу своей картины мира положила христианская церковь.

Интересно, что труд самого Коперника был далеко неточным. Утверждая гелиоцентрическую систему мира, вращение Земли вокруг своей оси, движение планет по орбитам, он, например, полагал орбиты планет идеально круглыми, а не эллиптическими. В результате даже энтузиасты его теории бывали немало озадачены, когда при астрономических наблюдениях планеты оказывались не в том месте, которое предписывалось расчетами Коперника. А уж для критиков его трудов это и вовсе был подарок.

Как уже говорилось, Коперник счастливо избежал преследования инквизиции. Католической церкви было не до него – она вела отчаянную борьбу с Реформацией. Отдельные епископы, конечно, еще при жизни ученого обвиняли его в ереси, но до реального преследования дело не дошло.

Лишь в 1616 году при римском папе Павле V , католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию. Парадокс, но при этом гелиоцентрической моделью, по решению теологов, по-прежнему можно было пользоваться для расчётов движения планет.

Интересно и то, что книга Коперника «О вращении небесных тел» попала в знаменитый римский Индекс запрещенных книг, некий средневековый прообраз «черного списка» запрещенных сайтов Рунета, всего на 4 года, с 1616 по 1620 года. После этого она вернулась в обращение, правда с идеологической правкой – из нее вырезали упоминания о гелиоцентрической системе мира, оставив при этом математические расчеты, лежавшие в ее обосновании.

Такое отношение к работе Коперника только подхлестнуло к ней интерес. Последователи развили и уточнили теорию великого ученого, в конце концов, утвердив ее в качестве правильной картины мира.

Место захоронения Николая Коперника стало известно лишь в 2005 году. 22 мая 2010 года останки великого учёного были торжественно перезахоронены в кафедральном соборе Фромборка.

Перезахоронение останков Коперника. Фото: www.globallookpress.com

Католическая церковь признала свою вину в отрицании правильной теории Коперника лишь в 1993 году, когда папой римским был Иоанн Павел II – земляк Коперника, поляк Кароль Войтыла .

Непокорный Бруно и смиренный Галилей

Необходимо упомянуть и о судьбе двух последователей Николая Коперника – Джордано Бруно и Галилео Галилее.

Джордано Бруно, который не только разделял учение Коперника, но и пошел значительно дальше него, провозгласив множественность миров во Вселенной, определив звезды как далекие светила, подобные Солнцу, был очень активен в пропаганде своих идей. Мало того, он покушался и на многие церковные постулаты, в том числе на непорочную природу зачатия Девы Марии. Естественно, инквизиция начала его преследование, и в 1592 году Джордано Бруно был арестован.

Джордано Бруно. Фото: www.globallookpress.com

В течение более чем шести лет инквизиторы добивались отречения от ученого, который одновременно являлся и монахом, но сломить волю Бруно не удалось. 17 февраля 1600 года ученого сожгли на площади Цветов в Риме.

В отличие от трудов Коперника, книги Джордано Бруно оставались в Индексе запрещенных книг до самого последнего его опубликования в 1948 году. Спустя 400 лет после казни Джордано Бруно католическая церковь полагает казнь ученого оправданной и отказывает ему в реабилитации.

Галилео Галилей. Фото: www.globallookpress.com

Галилео Галилей, чьи труды и открытия в астрономии необычайно велики, стойкости, подобной Джордано Бруно, не проявил. Оказавшись в руках инквизиции почти в 70-летнем возрасте, после пыток и под угрозой «разделить участь еретика Бруно», Галилей в 1633 году предпочел отречься от гелиоцентрической системы, защитником которой был на протяжении всей жизни. И, разумеется, несчастному старику, едва избежавшему аутодафе, и в голову не приходило бросать своим мучителям в лицо дерзкое «А все-таки она вертится!»

Окончательно реабилитирован Галилео Галилей будет лишь в 1992 году, также по решению римского папы Иоанна Павла II.

Важнейшей прикладной и одновременно мировоззренческой естественнонаучной дисциплиной едва ли не с начала своего возникновения была астрономия. В эпоху Возрождения астрономия переживала период большого подъема. Ее развитию способствовало мореплавание, приобретшее всемирные масштабы и требовавшее все более точной ориентировки. В это время продолжал действовать календарь, разработанный еще в эпоху Юлия Цезаря («старый стиль»). К тому времени в нем накопилось множество неточностей, вносивших порядочную путаницу, например, в столь важную для церковной жизни периодичность наступления христианских праздников. Необходима была его реформа.

Комплекс астрономических знаний свое наиболее общее выражение получал в господствовавшей с античных времен геоцентрической системе Аристотеля - Птолемея. Идея геоцентризма, исходившая от Аристотеля, была органическим выражением его телеологической философской системы, требовавшей конечного космоса, за пределами которого находился божественный перводвигатель. Аристотелевская космология, будучи необходимой составной частью его физики, включала в себя представления о принципиальном различии подлунного, земного вещества, слагавшегося из четырех традиционных стихий - воды, земли, воздуха и огня, подверженных непрерывным изменениям, и неизменного небесного вещества - эфира; об идеально круговых и равномерных движениях Солнца и планет около Земли по особым эфирным сферам; о так называемых интеллигенциях - особо тонких разумных духах, в которых видели главный источник движения планет, при отсутствии действительного понимания физических причин их перемещения в пространстве.

Хотя как до Аристотеля пифагорейцами в V-IV вв. до н. э., так и после него Аристархом Самосским в III в. до н. э. были высказаны и гелиоцентрические идеи устройства нашего космоса, однако они не могли быть тогда доказаны. К тому же геоцентрическая система вполне гармонирует с обыденным опытом, ежедневно подтверждающим неподвижность Земли и движение светил, со «здравым смыслом», из которого во многом исходил Аристотель. Вот почему и Клавдий Птолемей, живший в Александрии во II в. и являвшийся великолепным астрономом-наблюдателем, математически осмысливавшим сложные видимые движения светил, принял аристотелевский геоцентризм как незыблемую истину. Он только так математически строго уточнил характер этого движения, что впервые в истории астрономии стало возможным предвычисление движений небесных светил и лунных затмений.

Астрономические таблицы, составленные на основе труда Птолемея, служили вполне удовлетворительным пособием по практической астрономии в течение множества веков. При этом мировоззренческое значение для христианско-схоластических доктрин сохраняла аристотелевская космология, так как принцип геоцентризма соответствовал их антропоцентрическим представлениям, конечность мира в пространстве выявляла космическую функцию Христа и т.п.

По изложенным выше причинам в эпоху Возрождения все более ощутимо развивалось противоречие между принципиальной, мировоззренческой, аристотелевской основой этой фундаментальной астрономической системы и ее прикладным значением, приданным ей Птолемеем.

В этих условиях возникает теория великого польского астронома и философа Николая Коперника (1473-1543).Особое значение для формирования научных интересов юного Коперника имела астрономическая и математическая школа, существовавшая в Краковском университете. По завершении образования Коперник в течение восьми лет изучал астрономию, философию, медицину и право, овладел древнегреческим языком. Но главным делом его научной жизни была астрономия. Уже в Италии, изучив философско-космологические и астрономические идеи античных философов и ученых, он пришел к убеждению в ложности теории Аристотеля - Птолемея. Первым литературным результатом, в котором Коперник в самой общей форме выразил это свое убеждение, было совсем небольшое произведение «Очерк нового механизма мира» или «Малый комментарий» (примерно 1505-1507). В последующие годы по мере все более тщательных наблюдений неба, движения его планет это убеждение крепло, получая астрономическую и математическую конкретизацию.

Он не скрывал своих воззрений, однако главный труд его жизни «Об обращении небесных сфер» был издан лишь перед его смертью. Основная идея этого великого произведения, положенная в основу гелиоцентрической системы мира, состоит, во-первых, в положении о том, что Земля отнюдь не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и, во-вторых, в положении, согласно которому она обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Обращением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение его относительно звезд, а также петлеобразные движения планет, вызвавшие такое усложнение Птолемеевой системы мира. Согласно Копернику, петли, описываемые планетами среди звезд,- следствие того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно обращаются, т. е. не с Солнца, а с Земли. Польский астроном первым установил, что Луна обращается вокруг Земли, являясь ее спутником. Одно только перемещение местоположений Солнца и Земли позволило значительно упростить схему движений планет вокруг нового центра мира.

Переходя к философским аспектам новой астрономической системы мира, нужно отметить, что автор «Обращения небесных сфер» в духе эпохи воспринимал свою астрономическую доктрину как философскую. Наверно, прежде всего потому, что первый толчок к своему открытию он получил, познакомившись с идеями древнегреческих пифагорейцев, читая «Энеиду» Вергилия и поэму Лукреция Кара. Размышляя о возможной форме Земли, Коперник в III главе первой книги своего труда упоминает о всех тех ее фигурах, которые приписывали Земле первые древнегреческие «физиологи» (этим аристотелевским словом он сам их иногда называет) - от Анаксимандра до Демокрита,- и приходит к заключению, что ее следует принимать как совершенно круглую (что тоже утверждали некоторые античные философы). Другие античные философские идеи, например, идею мировой души, Коперник переосмысливал в духе своего гелиоцентризма, утверждая в X главе той же книги, что такого рода душой, или правителем мира, называли именно Солнце. Коперник в своем главном труде обосновывает гелиоцентризм: «В середине всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасный этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом, лучшем месте, откуда он мог бы все освещать собой?» .

Эта мысль Коперника радикально подрывает космологию, подводя к астрономической идее гелиоцентризма. Однако его фундаментальными «пережитками» все же оставались главные положения аристотелевско-птолемеевской космологии. Хотя величина Земли, считал Коперник, по сравнению с небом исчезающие мала, а расстояние от Земли до так называемой сферы неподвижных звезд колоссально, сама эта сфера представляет незыблемую границу мира, который, как и у Аристотеля, в принципе остается конечным. Кроме того, орбиты планет и самой Земли в их движении вокруг Солнца остаются точно круговыми, а само это движение - идеально равномерным. Эти умозрительно-антропоморфные представления, на которые бессилен был еще посягнуть Коперник, заставляли его сохранить некоторую часть эпициклов и эксцентриков, обильно представленных в астрономии Птолемея и его последователей.

Наиболее прогрессивной и радикальной стороной коперниканской космологии и астрономии, на основе которых в дальнейшем были преодолены названные выше аристотелевско-птолемеевские представления, стало глубокое убеждение автора “Обращения небесных сфер” в том, что разработанная им система позволяет “с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим” . Рождалось детерминистическо-механистическое мировоззрение в его противоположности телеологическо-органистическому. Ему предстояло широкое распространение в следующем столетии. Физический взгляд на Землю развивался у Коперника уже и в силу его гелиоцентризма, выдвинувшего в фокус мироздания Солнце и объявившего Землю уже не привилегированной, а “рядовой” планетой его системы, закономерности которой оказывались одинаковыми на всей громадной ее протяженности. Эта радикальная тенденция коперниканской космологии и астрономии стала особо опасной для традиционного христианско-схоластического мировоззрения, ибо подрывала основные его устои, но она проявилась не сразу, а в ходе дальнейшего развития коперникаиской астрономии. Для прогресса философско-рационалистического сознания в целом идея гелиоцентризма оказалась весьма плодотворной, стимулировавшей к преодолению чувственной видимости обыденного сознания, уверенного в неподвижности Земли и ежедневном движении вокруг нее Солнца.

Сам автор «Обращения небесных орбит», понимая опасность, которая угрожала его книге (и могла помешать ее публикации), поместил, по обычаю той эпохи,в начале ее посвящение папе Павлу III. Коперник указал здесь на противоречие его основной астрономической идеи общепринятому геоцентризму. Однако он вместе с тем подчеркнул весьма важную практическую сторону своей системы, на основе которой можно было более успешно вести работу по исправлению календаря.

Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что его гелиоцентрический космос конечен, он по-прежнему ограничен сферой фиксированных звезд. Но он оказывается неизмеримо большим, чем полагали прежние астрономы, и не случайно в книге «О вращении небесных сфер» мы встречаем уподобление мира бесконечности: «Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей, и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к небу, как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному». Оставляя вопрос о бесконечности Вселенной открытым, великий польский астроном тем не менее показал, что в рамках новой структуры мироздания нет нужды в ограничивающей мир сфере фиксированных звезд. Несмотря на то что идеи бесконечности Вселенной встречались в философии Возрождения до и независимо от Коперника, именно коперниканство открыло путь к созданию новой космологии.

Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом философии Коперника. Именно вокруг новой космологии будут идти главные идеологические битвы XVI - начала XVII в. Подлинный смысл революции - не только в естествознании, но и в философии, которую произвела великая книга Николая Коперника, раскроет в своем творчестве Джордано Бруно; и именно в результате деятельности Бруно церковь решительно пойдет на запрет новой космологии.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал