Слова и синтаксические конструкции. Синтаксические конструкции в художественном произведении
Подобно тому, как соответствующим подбором слов можно сделать выражение ощутимым, того же можно достичь и путем соответствующего подбора синтаксических конструкций, т.е. способов сочетания слов в целостные единства - фразы и предложения.
Следует учитывать следующие стороны в соединении слов в предложения:
1) Согласование и подчинение слов одно другому, а также и одного предложения другому (подчинение придаточного предложения главному).
2) Порядок, в котором следуют слова одно за другим.
3) Узуальное значение синтаксической конструкции.
4) Оформление предложений в произношении, или интонация.
5) Психологическое значение конструкций.
Рассмотрим эти пункты.
1) Главными членами предложения являются сказуемое (обычно глагол) и подлежащее (существительное), согласованные между собой; каждое из этих слов может согласовываться или управлять второстепенными членами предложения или подчиненными, которые в свою очередь могут иметь подчиненные члены предложения второй ступени и т.д.
Связи, существующие между словами, выражаются в согласовании изменяемых частей речи в числе, падеже, времени, лице. Если рассмотреть все эти связи, то предложение представится как ряд цепей, связанных между собой и сходящихся к главным членам предложения. В качестве отдельных слов в этих цепях могут фигурировать и целые предложения (придаточные). Каждая из этих цепей образует более или менее объединенную группу (распространенный член предложения), объединенную смежностью положения в предложении, выделенностью по своему значению и по произношению (интонационное членение) и т.п.
2) Согласованные между собою слова располагаются обычно в определенном порядке; например подлежащее ставится перед сказуемым, определение прилагательное перед определяемым, дополнение после управляющего слова и т.д. Этот нормальный порядок, более или менее свободный в русской прозе, облегчает понимание во взаимоотношении слов, составляющих предложение. Нарушение его вызывает ощущение необычайности и требует особой интонации, как бы восполняющей необычный беспорядок в расположении слов.
3) Определенные синтаксические конструкции имеют свое значение. Так, мы отличаем от обычного утвердительно-повествовательного построения предложений конструкцию вопросительную, восклицательную. Конструкции эти согласуются с особыми оттенками в значении главного глагола.
4) Расположенные таким образом слова, разделенные на тесные группы, оформляются соответствующим образом в произношении. Мы произносим каждую группу слов (а иной раз и одно слово) обособленно, достигая этого обособления при помощи логического ударения, которое ставим на главном, значащем слове группы, при помощи пауз, разделяющих фразы (роль пауз играет также задержание в произношении, т.е. изменение темпа произношения), и путем повышения и понижения голоса.
Все эти моменты произношения вместе составляют интонацию. В произношении интонация играет ту же роль, что знаки препинания (пунктуация) в письме. Во многом пунктуация совпадает с интонацией, но во многом расходится, так как при расстановке знаков препинания мы исходим из анализа логического и синтаксического строения фраз, а не из анализа произношения.
Интонация не только оформляет вполне определенный контекст, но иногда и присоединяет особые, новые значения вполне определенному контексту. Интонируя разным способом одну и ту же фразу, мы получаем особые оттенки значения. Например, делая логические ударения то на одном, то на другом слове, мы можем получить четыре варианта одного предложения «Иван вчера был дома»; например, поставив логическое ударение на «вчера»: «Иван вчера был дома», мы тем самым подчеркиваем, что наши слова относятся именно ко вчерашнему дню, а не к какому-либо иному.
Того же можно достичь, изменяя словесную структуру. В разговорной речи мы обычно пользуемся такими неграмматическими интонациями, которые придают контексту новое значение. В письменной речи, где подобное интонирование трудно изобразить, обычно прибегают к конструкциям, в которых порядок слов и их значение вполне определяют интонацию; впрочем, иногда это интонационное «подчеркивание» изображается особыми шрифтами: курсивом, разрядкой и т.д.
Особыми интонационными формами обладают конструкции вопросительные, восклицательные. Интонацией же выражается эмоциональное содержание предложения; особым родом эмоциональной интонации является повышенное, подчеркнутое произношение, именуемое эмфазом. Эмфатическая интонация характерна для ораторской речи, откуда она переносится и в некоторые роды лирических произведений, имитирующих ораторскую речь (ода и т.п.).
Все эти свойства связанной речи тесно бывают согласованы между собой. Изменение согласования обычно требует и изменения порядка слов и меняет значение конструкций и, следовательно, интонацию произношения.
5) Надо отметить, что синтаксические члены предложения представляют собой не только определенные грамматические формы (сказуемое - личный глагол, подлежащее - существительное в именительном падеже), но также являются носителями некоторого синтаксического значения. Так, сказуемое - это то, что выражает собой центральную мысль сообщения (то, что сообщается), а подлежащее - носитель того действия или явления, о котором сообщается (то, о чем сообщается).
Расценивая предложение с точки зрения подобных значений членов предложения, мы обнаруживаем в нем психологическое сказуемое и психологическое подлежащее, которые вообще совпадают с грамматическими, но могут и не совпасть. Предположим, что мы хотим сообщить, что ночь уже прошла. Мы говорим - «утро настало», делая логическое ударение на слове «настало». Здесь сказуемое грамматическое совпадает с психологическим («настало»), равно как и подлежащее («утро»). Но переставим слова - и логическое ударение, и значение слов переменится - «настало утро». Центральным словом становится «утро» - психологическое сказуемое.
(Ср. выражение «вечереет», а также неологизм эпохи символизма «утреет».) Для образования предложения необходимо наличие психологического сказуемого. Поэтому в некоторых условиях одно слово может составить целое предложение: «Вечер!», «Пожар!».
Следует отметить, что не только по отношению к подлежащему и сказуемому возникает вопрос об их психологической функции, но также и по отношению к прочим членам предложения. Поясню примером:
«Больной Иван работает, а здоровый Петр на печи сидит». Здесь «здоровый» и «больной» психологически - не определения, а обстоятельства: «Иван работает, несмотря на то что он болен, и т.д.». Психологическая роль этих слов обнаруживается при более естественной (психологически) расстановке слов: «Иван работает больной, а Петр сидит на печи здоровый».
Порядок слов, их обособление в отдельные группы, интонация - все это согласуется с психологической структурой предложения. Анализируя различные синтаксические конструкции, всегда следует учитывать момент психологических связей в предложении.
Выражение можно сделать ощутимым, прибегая к необычным формам сочетания слов в предложении.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика — М., 1999 г.
Описываются новые явления в области современного синтаксического строя русского языка на различных его уровнях. Основная тенденция изменения в синтаксисе - нарастание черт аналитизма - рассматривается во взаимодействии с современной пунктуацией.
Предисловие - стр. 3 Введение - стр. 4 Различное понимание новых синтаксических явлений в литературном языке - стр. 4 Синтаксические типы прозы - стр. 7 Использованная литература - стр. 13 Глава 1. Изменения в системе словосочетаний и синтаксических связей - стр. 15 Опрощение многочленных словосочетаний Контаминация и распад словосочетаний - стр. 16 Активизация связи слабого управления - стр. 19 Самостоятельное употребление предложно-падежных форм - стр. 26 Функционирование формы именительного падежа в зависимых синтаксических позициях - стр. 31 Использованная литература - стр. 34 Глава 2 . Изменения в области предложения - стр. 37 Изменения размера предложения - стр. 37 Изменения в употреблении синтаксически связанных компонентов - стр. 44 Развитие вставных конструкций - стр. 52 Развитие предложений с некоординированными главными членами - стр. 65 Использованная литература - стр. 75 Глава 3 . Конструкции экспрессивного синтаксиса - стр. 79 Понятие экспрессии на синтаксическом уровне - стр. 79 Динамика экспрессивных конструкций - стр. 93 Использованная литература - стр. 103 Глава 4. Развитие отдельных сегментированных конструкций - стр. 106 Именительный представления - именительный темы - стр. 106 Сегментированные конструкции со сращением типа вот что - стр. 115 Лексический повтор с синтаксическим распространением - стр. 125 Повтор субстантива, распространяющегося придаточной частьюсложноподчиненного предложения - стр. 133 Активизация местоимения что (вместо который) - стр. 141 Новые синтаксические явления и пунктуация - стр. 146 Использованная литература - стр. 157 Заключение - стр. 160 Резюме - стр. 162 Zusammenfassung - стр. 163 Summary - стр. 164 Resume- стр. 165 Условные сокращения - стр. 166
Предисловие
Синтаксис современного русского языка обычно рассматривается в учебных пособиях и в лекционных курсах преимущественно со статической точки зрения: описываются основные модели различного синтаксического уровня и дается классификация этих моделей. Однако в синтаксической системе русского языка на протяжении его развития происходят изменения, приводящие к структурному и стилистическому перераспределению синтаксических конструкций. Навыки синтаксического анализа текста, приобретенные в средней школе на образцах из русской классической литературы, оказываются недостаточными при обращении к текстам современной художественной прозы, публицистики, не говоря уже о поэтическом тексте. Изучение ведущих тенденций развития синтаксического строя необходимо не только для более полного представления о его современном состоянии, стилистически более разнообразном по сравнению с так называемым классическим синтаксисом, но и для осмысления современной пунктуации, несомненно изменяющейся под влиянием соответствующих сдвигов в синтаксическом строе.
Учет новых явлений в области синтаксиса необходим и в методических целях - для подготовки студентов-филологов к их разнообразной дальнейшей деятельности: для работы в средней и высшей школе, в издательствах, в органах информации и т.п.
В данном пособии описание новых синтаксических явлений охватывает основные синтаксические уровни - словосочетание и предложение. Степень подробности изложения зависит от освещения того или иного вопроса в специальной литературе или от его спорности. Синтаксический облик современых текстов интерпретируется на историческом фоне, ибо новые явления синтаксиса естественно находят первоначальное "отражение и в период окончательного становления современных синтаксических норм (карамзинско-пушкинский период), и даже в предшествующую эпоху (литературный язык второй половины XVIII в.).
Синтаксические конструкции
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Синтаксические конструкции |
Рубрика (тематическая категория) | Финансы |
Многочленные предложения
Возврат имущества, причитающегося каждому участнику в соответствии с условиями договора простого товарищества
Денежные или иные имущественные взносы участников договора отражают
· по дебету счетов учета соответствующих ценностей (10 ʼʼМатериалыʼʼ, 50 ʼʼКассаʼʼ и т.д.)
· кредиту счета 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ.
Распределение прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности между участниками договора простого товарищества отражаютв бухучёте в следующем порядке:
- отражена прибыль:
· Дебет счета 84 ʼʼНераспределенная прибыль (непокрытый убыток)ʼʼ
· Кредит счета 75 ʼʼРасчеты с учредителямиʼʼ, субсчет 2 ʼʼРасчеты по выплате доходовʼʼ;
- перечислены участникам суммы, причитающиеся согласно договору :
· Кредит счета 50 ʼʼКассаʼʼ, субсчет 1 ʼʼКасса организацииʼʼ;
- отражен убыток :
· Дебет счета 75ʼʼРасчеты с учредителямиʼʼ, субсчет 2 ʼʼРасчеты по выплате доходовʼʼ
· Кредит счета 84 ʼʼНераспределенная прибыль (непокрытый убыток)ʼʼ;
- участниками погашен полученный убыток :
Дебет счета 50 ʼʼКассаʼʼ, субсчет 1 ʼʼКасса организацииʼʼ
Кредит счета 75ʼʼРасчеты с учредителямиʼʼ, субсчет 2 ʼʼРасчеты по выплате доходовʼʼ.
По окончании срока договора простого товарищества оставшееся имущество и денежные средства распределяют в соответствии с условиями договора между участниками.
Возврат денежных средств, внесенных участниками в качестве первоначальных и дополнительных взносов ,
· дебет счета 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ
· кредит счетов учета денежных средств (50,51 и т.д.).
o Дебет счета 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ
o Кредит счетов учета имущества (01, 04, 10, 40, 41).
Аналитический учет по счету 80 ʼʼУставный капиталʼʼ, субсчет ʼʼВклады по договору простого товариществаʼʼ ведется по каждому договору простого товарищества и каждому участнику договора.
(усложнённого типа) и сложные
План :
I. Многочленные сложные предложения:
1) с сочинительной связью;
2) с подчинительной связью;
3) с бессоюзной связью.
II. Сложные синтаксические конструкции:
1) с сочинительным подчинением;
2) с бессоюзной и союзной связью.
Литература :
1. Русский язык в 2-х частях (под ред. Л.Ю. Максимова). – М., 1989, ч.II. Синтаксис. Пунктуация. с.279-282.
2. Современный русский язык в 3-х книгах. Кн.III. Синтаксис. М., 1981, §§ 95. 104/
3. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х частях. Ч.III. М., 1995, с.186-202.
Многочленными называются такие предложения, которые состоят из трёх или более предикативных единиц, связанных между собой однотипной связью. Такие образования подразделяются на:
1 .многочленные ССП;
2.многочленные СПП;
3.Многочленные БП.
В многочленных ССП основным средством связи частей служат сочинительные союзы, к примеру:
Процесс создания систем управления очень сложен, это необходимый процесс, мы должны относиться к нему с вниманием. -
(Из газет).
нами ССП, состоящие из 3 частей, связанных противительным и соединительным союзами.
1 и 2 части образуют предложение ЗС, отношения противительно-присоединительные, поскольку местоимение это, следующее за союзом но органически вбирает в себя содержание 1-й части.
2 и 3 части составляют предложение ЗС отношения причинно-следственные, т.к. после союза и можно вставить строевой лексический элемент - конкретизатор - вследствие этого.
|
|
|
Нередко внутри самого многочлена части образуют смысловые и структурные комплексы - компоненты многочлена, к примеру:
С утра был туман 1 , но к завтраку погода разгулялась 2 , и солнце блестело на только что распустившейся листве, и на молодой девственной траве, и на
всходах хлебов, и на ряби быстрой реки 3 .
(Л. Толстой)
ССП состоит из трёх частей, связанных противительным и соединительным союзами.
2 и 3 части между собой находятся в более тесных смысловых отношениях, а отсюда структура делится на два структурных комплекса (раздел по союзу но:
|
|
На первом логико-синтаксическом уровне членения предложение представляет собой ЗС, отношения между I и II компонентами противительно-уступительные, т.к. предложение можно трансформировать: хотя с утра выл туман, но ... , ᴛ.ᴇ. действия второго комплекса существуют вопреки тому, о чём говорилось в первой части.
На втором уровне членения второй комплекс представляет собой ССП ЗС, допускающей 2-й союзный элемент- конкретизатор, в результате - отношения результативные.
В многочленных СПП предложениях основным средством связи выступают подчинительные союзы и союзные олова. Особенностью таких структур является то, что они состоят из одной главной и нескольких придаточных частей. Учитывая зависимость отхарактера соотношения этих частей между собой и с главной частью различают СНП с последовательным и параллельным подчинением. В свою очередь подчинение делится на 2 разновидности:
а) параллельное однородное (соподчинение);
б) параллельное неоднородное.
Главную часть обозначают.
В случае если придаточная часть (части) относятся к одному слову (нерасчленённой структуры), то в главной ставится точка, а конкретное слово записывается в скобках, к примеру:
Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине 2 .
(М.Ю. Лермонтов)
которому
В случае если придаточное относится к расчленённым структурам, тогда оно на схеме отходит от рамки главной части:
Страшная усталость овладела Григорием 1 , 2 едва он вышел на улицу.
(М. Шолохов)
с едва (когда)
В случае если придаточная часть располагается в интерпозиции по отношению к главной или предшествующей придаточной, ставится знак разрыва, к примеру:
Гора, на которую мы взбирались 2 , 1 называлась лобастой.
(Д. Мамин-Сибиряк)
Рассмотрим более подробно СПП предложения усложнённого типа.
При последовательном подчинении придаточные части сложного предложения располагаются цепочкой.
Придаточные части различаются по степеням - придаточная часть, относящаяся непосредственно к главной -придаточная часть 1-й степени; к придаточной части - придаточная часть 2-й степени; ко 2-й придаточной части - придаточная часть 3-й степени и т.д.
Придаточная часть низшей степени определяет какой-либо член придаточной части высшей степени или всю её целиком, или контактное слово, в связи с этим придаточная часть высшей степени имеет такие же свойства, что и главная часть.
Коллежский асессор Ковалёв проснулся довольно рано и сделал губами "брр" 1 , что всегда он делал 2 , когда просыпался 3 , хотя сам не мог растолковать 4 , по какой причине 5 .
Придаточные части низшей степени могут располагаться не обязательно в постпозиции к придаточной высшей степени, но и в препозиции, и в интерпозиции. В тех случаях, когда придаточная часть низшей степени находится по отношению к придаточной части высшей степени в интерпозиции, то связь между придаточными частями очень тесная. В этом случае мы можем говорить о сложной придаточной части.
И серебряный репсовый часолёт сверкает над этой ночью, как медленно летящая птица 1 ,потому что на такой высоте 2 , где пролегает его путь 3 , уже светит солнце 2 . (Д.Г.)
(кажется)
Что бы делала Соня 1 , ежели бы у неё не было радостного сознания того 2 , что она первое время не раздевалась по три ночи для того 3 , чтобы быть наготове, исполнять в точности все предписания доктора и 4 что она теперь не спит ночи 5 , для того чтобы не пропустить часы 6 , в которые нужно давать лекарства 7 .ежели
В целом это многочленное СПП с последовательным (см 1, 2, 3,4 и 1,2,5,6,7 части) и параллельным (3,5) подчинением частей.
При соподчинении придаточные части относятся к одному контактному слову в главной части и определяет главную часть в смысловом отношении одинаково.
Отношения межу самими придаточными частями можно приравнять к отношениям в предложении с сочинительными союзами. Каждая из соподчинённых придаточных частей может иметь свой соподчинительный союз и чаще всего эти союзы оказываются одинаковыми, напри-
Где трудно дышится 1 , где горе слышится 2 , будь первым там 3 .
Такие соподчинительные придаточные части могут соединяться между собой соединительными, противительными,разделительными и сочинительными союзами к примеру:
Бывают в середине августа такие солнечные дни 1 , когда блеску чересчур много2 и когда земля точно осыпана осколками битого стекла 3 .
Очень часто в таких предложениях подчинительный союз или слово бывает не у всех соподчинительных частей. Иногда даже должна быть употреблён один подчинительный союз, а другие придаточные части присоединяются интонацией. К примеру:
Цветение шиповника совпадало с алыми короткими ночами 1 , когда соловьи звенят 2 , зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи светло 3 .К.П.)
Сравнительно редко при однородных придаточных частях употребляются разные союзы или союзные олова.
Княжна Мери не понимала 1 , чего он хотел от неё 2 и отчего просил уволить себя 3 .
При неоднородном параллельном подчинении придаточных частей, придаточные части или относятся к разным контактным словам, или часть из них относится к контактному слову, а другие - ко всему главному предложению, или характеризуют в разном смысловом отношении главную часть. Каждая из придаточных частей непосредственно связана союзом или союзным словом с главной частью. Между собой они не соединяются сочинительными союзами, и ни один подчинительный союз не должна быть опущен. Пример:
Спросивши у как давно случилось несчастье 2 , он поднял майора за подбородок и дал ему большим пальцем в то самое место 1 ,где раньше был нос 3 , так что майор был вынужден откинуть голову назад и ударился затылком о стену. (Н.Г.)
В многочленных (усложнённого типа) БП основным средством связи часто является интонация. Между частями таких структур могут устанавливаться разные смысловые отношения, к примеру:
Выяснилось 1: упряжки уже высланы 2 , отряду приказано идти вместе с орудиями прямо на вокзал 3 . (А.Т.)
В этом предложении части 2 и 3 с логико-синтаксической точки зрения представляют комплекс, отсюда структурная схема такова:
|
|
На первом логико-синтаксическом уровне между I и II компонентами отношения мотивирующего пояснения. На втором логико-синтаксическом уровне между 2 и 3 частями отношения взаимообусловленности.
Сложнее дело обстоит в сложных синтаксических конструкциях (ССК)Сложными синтаксическими конструкциями будем называть многочленные сложные предложения о разными типами связи:
a) сочинительной и подчинительной;
b) сочинительной и бессоюзной;
c) подчинительной и бессоюзной;
d) сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
Структуры подобного рода обладают:
1) разнотипностью видов связи;
2) наличием не менее двух уровней членения;
3) объединением в их составе двух или более семантических компонентов.
Широко распространённымвидом конструкции является такой вид, когда в конструкциях сочетается сочинительная ж подчинительная связь.
Сочинение – более общая синтаксическая связь, подчинение - более конкретная синтаксическая связьʼʼ поэтому в таких сложных конструкциях в качестве компонентов сочинения выступают СПП. В подобных структурах выделяются уровни логико-синтаксического членения предложения. Сначала характеризуется сочинительная связь:
I. Иван Иванович 1 , что с кривым глазом 2 , толкнул Ивана Никифоровича довольно ещё удачно и в то место 1 , где стоял Иван Иванович 3 , II. но городничий сделал дирекцию слитком в сторону 4 , так что Иван Никифорович упал на даму в красном платье 5 , которая из любопытства просунулась в самую середину 6 .(Н.Г.)
Это ССК с сочинительной и подчинительной связью частей. На первом логико-синтаксическом уровне членения делятся на 2 компонента сочинения. Отношения между компонентами противительные (противительно-ограничительные), части соединены союзом но.
На втором логико-синтаксическом уровне членения 1-й компонент сочинения представляет собой сложноподчинённые предложения с 2-мя придаточными частями параллельного подчинения.
На втором логико-синтаксическом уровне членения 2-й компонент сочинения представляет СПП с 2 придаточными частями последовательного подчинения.
В некоторых случаях компоненты сочинения могут иметь одну общую придаточную часть, к примеру:
Было так хорошо и так пахли цветы на только что политой клумбе, что не хотелось уходить.
Здесь общая придаточная часть выполняет роль общего члена, в связи с этим знаки препинания ставятся так, как в ССП с общим членом.
Это ССК с сочинением и подчинением. Компоненты сочинения имеют общую придаточную часть. Каждый из компонентов сочинения составляет с этой придаточной частью СПП нерасчленённойструктуры; местоименно-соотносительного союзного типа с придаточной частью фразеологического типа. Отношения между компонентами сочинения - соединительные.
Ещё более сложным видом является ССК с бессоюзной и союзной связью частей.
В таких ССК бессоюзная и союзная сочинительная связь является более общим типом связи, подчинение – частный вид связи. В соответствии с этим выделяются несколько разновидностей ССК с союзной и бессоюзной связью.
А. СКК делятся на 2 или несколько компонентов, связанных бессоюзной связью, каждый из которых представляет собой или СПП или ССК с несколькими придаточными частями.
Что именно находилось в куче 1 , решить было трудно 2 , ибо пыли на ней было в таком изобилии 3 , что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки 4 ; заметнее прочего высовывался оттуда кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога 5 .(Н.Г.)
ССК с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
На первом уровне членения делятся на 2 компонента бессоюзия, отношения присоединительные.
1-й компонент бессоюзия представляет СПП с параллельным неоднородным и последовательным 2-х степеней подчинением;
2-й компонент бессоюзияпостроен по схеме простого предложения.
В ССК сочетается бессоюзная и союзная сочинительная связь. В этом случае более общим типом может оказаться бессоюзие, тогда ССК делятся на компоненты бессоюзия в первую очередь; если общим видом связи является сочинение, то ССК делятся на компоненты сочинения.
Эта ССК делится на 2 компонента бессоюзия: 1-й компонент построен по схеме простого предложения, 2-й по схеме ССП.
Впереди были облака 1 , и я набрал высоту и вошел в них 2: лучше идти вслепую 3 , чем над этим бесконечным унылым фоном 4 .(в.к)
Это ССК делится на 2 компонента сочинения: 1-й компонент построен по схеме простого предложения; 2-й по схеме бессоюзного предложения.
В. ССК может заключать в себе бессоюзную и союзную сочинительнуюсвязь, но и союзную подчинительную связь.
Кто-то вслух пожалел 1 , что нет музыки 2 , и она как по заказу появилась 3: Мохов уже вынимал из футляра великолепный баян 4 .
ССК делятся на 2 компонента сочинения: 1-й компонент построен по схеме СПП, а 2-й – по схеме бессоюзного предложения.
Синтаксические конструкции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Синтаксические конструкции" 2017, 2018.
К основным синтаксическим конструкциям относятся:
1) текст – графически зафиксированное развернутое высказывание, выступающее в виде связной последовательности предложений;
2) предложение – центральная единица синтаксиса, центральная единица языка, порождению которой в речи служат все прочие компоненты языковой системы в целом;
3) словосочетание – соединение двух или нескольких знаменательных слов, характеризуемое наличием между ними формально выраженной смысловой связи; это называющая единица, обозначающая предмет, явление, процесс, качество, названные стержневым словом и конкретизируемым зависимым.
Каждая из перечисленных синтаксических конструкций может характеризоваться в трех аспектах:
а) формально-структурном;
б) семантическом;
в) прагматическом.
Все перечисленные синтаксические конструкции обладают речевым статусом. Языковым статусом обладают только предложение и словосочетание. Текст и предложение обладают коммуникативностиью.
Дайте характеристику типов синтаксической связи слов и способов формального выражения синтаксических функций.
Обычно говорят о двух важнейших типах синтаксической связи: о сочинении и о подчинении. Для сочинительной связи характерны равноправность элементов, что внешне выражается в возможности перестановки без изменения смысла: жена и я / я и жена . При сочинении связанные элементы однородны, функционально близки. Примеры: стол и стул / я или ты / строг, но справедлив .
Подчинительная связь: Ножка стола / подушка из пуха / пуховая подушка / читаю книгу . Здесь отношения неравноправные: один элемент является главенствующим (ножка, подушка, читаю ), другой – подчиненным: (… стола. …. из пуха, пуховая …., …. книгу ).
Способы формального выражения синтаксических связей: согласование; управление; примыкание; союзное и бессоюзное сочинение; союзное и бессоюзное подчинение. Первый и второй способы пользуются морфологическими формами, третий – неморфологическими формами (порядок слов, интонация). Союзное сочинение и подчинение пользуются служебными словами (союзами). Бессоюзное сочинение и подчинение – порядком слов, интонацией.
Дайте характеристику морфологического способа выражения синтаксических связей.
Морфологический способ выражения синтаксических связей включает:
Согласование, которое состоит в повторении одного, нескольких или всех граммем одного слова в другом, связанном с ним слове, например, согласование сказуемого с подлежащим в русском языке: я читаю / она поет / мы работаем (граммемы лица, числа).
Согласование используется как средство выражения подчинительных связей между определением и определяемым, при этом граммемы определяемого повторяются в определяющем: новая книга (род, число, падеж) новую книгу новые книги.
2. Управление, которое состоит в том, что одно слово вызывает в связанном с ним другом слове появление определенных граммем, не повторяющих однако граммем первого слова. Управление широко используется как средство выражения подчинительной связи, например: в русском языке переходный глагол требует дополнения в винительном падеже: читаю книгу .
Постановки зависимых от них слов в определенных падежах требуют также: 1) существительные: любитель балета (род. падеж); жажда знаний (род. падеж); 2) прилагательные: полный сил (род. падеж); довольный покупкой (тв. падеж); 3) наречия: наравне со мной (тв. падеж).
Перечислите неморфологические способы выражения синтаксических функций.
К числу неморфологических способов выражения синтаксических функций относятся:
1) Порядок слов: а) позиционное примыкание, то есть обозначение связи слов путем их простого соположения, постановки рядом, например: an English book – английская книга (примыкание прилагательного-определения к существительному).
Препозиция и постпозиция: в русском языке постпозиция числительного в противопоставлении его препозиции служит выражению оттенка приблизительности: два килограмма / килограмма два.
3) Тенденция к закреплению определенных мест в предложении за определенными членами предложения: при совпадении (омонимии) именительного и винительного падежей у существительных, использованных в предложении в качестве подлежащего и дополнения, например: Мать любит дочь (Дочь любит мать?). В данном примере только порядок следования слов заставляет понимать первое существительное как подлежащее, а второе – как прямое дополнение. В языках без падежной системы характерен фиксированный порядок слов: 1) англ. язык: The father loves the son / Отец любит сына ; 2) франц. язык: Le pere aime le fils / Отец любит сына . Инверсия с сохранением смысла всего предложения невозможна.
4) Порядок слов может разграничивать типы предложений, например: повествовательное предложение / общевопросительное предложение: русск. язык: Ты хотел этого / Хотел ты этого ? англ. язык: The house has a garden / Has the house a garden ? При этом инверсия сопровождается вопросительной интонацией.