Дидактический материал для детей. Наглядно-дидактический материал к лексическим темам логопедической группы доу

14.04.2024

Что такое дидактические материалы? Это всевозможные материалы, предназначенные для улучшения процесса обучения или развития детей в школе или в детском саду. Ну а далее более подробно о том, что такое дидактические материалы для школы, садика и просто занятий.

Что к ним относят

К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение:

  • презентации;
  • всевозможные карточки;
  • рисунки;
  • схемы, таблицы;
  • графики, диаграммы;
  • контурные карты.

Для дошкольных учреждений это более простые материалы, которые направлены на обучение в игре. В школе это контурные карты, учебники, рабочие тетради, сборники задач, то, что делает учебу интереснее и эффективнее.

Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом.

С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки.

Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.

Дидактический материал также применяется для закрепления пройденного урока и его дальнейшего освоения.

Дети изучают разные способы подачи информации и учатся с ними правильно работать, выбирать важную информацию.

Виды

Разберем подробнее, какие бывают виды учебных наглядных пособий.

Учебные учреждения совместно с учителями сами выбирают, какие наглядные пособия необходимы для процесса обучения. При этом учитывают наглядность, возрастные особенности детей, степень индивидуальности.

Разнообразные демонстрационные пособия

К таким пособиям можно отнести плакаты, таблицы, приложения к учебникам, сборники задач. Еще такие материалы называют раздаточный материал. Такие пособия часто используют педагоги и в школе, и в детском саду. Это, пожалуй, самый доступный материал, его также можно подготовить самостоятельно. Изготовление дидактических пособий своими руками учит детей уважать чужой труд, бережно относиться к учебным пособиям.

Раздаточный материал

Для маленьких учеников можно использовать необычный раздаточный материал в виде веера, с различными вкладышами, перекидной вариант, со шнуровкой. Такое интересное исполнение точно увлечет юного ученика, и он усвоит больше новой информации.

Муляжи, макеты, модели измерительных приборов

Все это относится к наглядным пособиям. С помощью таких макетов можно изучить, как устроены различные приборы. Например, глобус - это своеобразный макет земли. Или макет для изучения солнечной системы.

Таблицы

Это тоже раздаточный материал, но наглядные материалы в виде таблиц очень разнообразны, поэтому их относят в отдельную группу. Таблицы существуют справочные, тренировочные, познавательные, тестовые. Информация в таблицах расположена группами в виде столбцов, различных схем, диаграмм. Таблицы больших размеров используют как плакат и вешают на стену.

Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов:

  • Справочные - в них указана часто используемая информация, такие таблицы обычно располагают как плакаты. Например, таблица Менделеева в кабинете химии.
  • Познавательные (такие таблицы служат как дополнительный материал к изучаемому материалу, например, изображение пищевой цепочки, наглядное изображение времен года).
  • Инструктивные (такие таблицы используются как образцы, например для правильного правописания).
  • Тренировочные (для тренировки и закрепления пройденного материла, например, для тренировки математических навыков).
  • Справочные.

Изображения, различные картинки

Изображения предметов, животных, карточки с картинками или схемами. Для более наглядного изображения рисунок может быть выполнен на большом формате и использоваться как плакат. Для каждого предмета свои обучающие плакаты с изображениями.

Электронные пособия

Что такое дидактические материалы в электронной форме? Это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги.

Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно.

Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным.

Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью.

При дистанционном обучении есть возможность задавать вопросы учителю онлайн, выполнять практические работы и сдавать их на проверку.

Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения:

  • повышается эффективность освоения материала;
  • поиск информации занимает меньше времени;
  • дети заинтересованы в изучении предмета;
  • можно самостоятельно изучить урок;
  • возможно использовать для большой аудитории;
  • возможно наглядно объяснить новую информацию.

Обучающие игры

Рассмотрим еще один вариант обучения, для которого используются различные дидактические материалы. Это обучающие игры.

Такой элемент обучения чаще используют в детском саду или для младших школьников.

Что такое дидактические материалы в В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра - это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться.

  • Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат.
  • В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается.

Все игры можно классифицировать на группы:

  • Сюжетно-ролевые игры. Дети выступают в роли режиссера, сами выстраивают сюжет развития игры. Это отлично развивает воображение.
  • Игры-инсценировки. Ребенок получает новые впечатления и эмоции. Формируют выразительность речи, эмоциональное воспитание.
  • Игры с конструкторами, с помощью таких простых предметов ребенок может создать любую форму, воспринимает предметы не как игрушки, а как образы взрослых предметов. В процессе игры приобретает новые знания и умения.



Стихи про Ноябрь месяц


***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


Дождь

Как из тучи из гремучей
Льется дождь косой, колючий!
На крапиву, на малину,
К нам на ягоды в корзину,
Травы, чмокая жует,
Ни на шаг не отстает!
Мчится с нами до калитки!
Он промочит нас до нитки.

Загадки про Ноябрь месяц

***
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?




Загадки про Октябрь месяц

***

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Стихи про Октябрь месяц

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.




Загадки про Сентябрь месяц

***
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

Стихи про Сентябрь месяц

Осень художница

Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела

Сентябрь

Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданый, долгожданный
Звонкий праздник сентября!

Осенние дожди

(Л. Капленкова)
Зарядили дожди в сентябре,
Не успел он начаться - полили.
И зелёные листья в воде
Отражаясь, куда-то поплыли.
Кто же, осень, придумал тебя?
Ты пришла незаметно и быстро.
В серых тучах твоих, сентября,
Ни просвета, ни солнца не видно.
За окном не капелью стучит,
Нудный дождь заливает наш город.
И открылись повсюду зонты,
И бесшумно вползает в нас холод.
Лишь вчера веселились дворы,
Допоздна на скамейках сидели.
А теперь осень плачет навзрыд,
Ветки тянут промокшие ели.
Одинаковы лица у всех,
Вот прошёл, повернул, не заметил.
И не видим друг друга мы, нет.
Кто за всё, что случилось, в ответе?
И под этим дождём навсегда,
Превратимся в безликие толпы.
Прекрати литься с неба, вода,
Ты же видишь, не нужен нам зонтик

Ольга Виноградова
Конспект игры-занятия с дидактическим материалом для детей раннего дошкольного возраста «Башенка из кубиков»

Игра-занятие с дидактическим материалом для детей раннего дошкольного возраста

на тему :«Башенка из кубиков » .

Программные задачи :

1. Закреплять навыки игровых действий с дидактическим материалом (кубиками ) .

2. Закреплять способ накладывания кубика на кубик .

3. Познакомить со способом прикладывания кубика к кубику , образуя ряд.

4. Формировать интерес к материалу .

5. Вызвать радость от совместных действий с взрослым.

6. Воспитывать доброжелательные отношения детей в игре .

Методические приемы :

1. Сюрпризный момент

2. Наблюдение, показ, объяснение

3. Игровое упражнение.

4. Беседа.

5. Хоровое проговаривание.

6. Анализ деятельности детей .

Материалы : игрушка-заяц, грузовик, кубики по 2 и по количеству детей для игры .

Длительность : 6-8 минут.

Ход занятия:

(Взрослый усаживает детей на ковер , сам садится рядом и показывает игрушечного зайца, который привез грузовик и кубики . Воспитатель рассматривает с детьми грузовик с кубиками и берет себе несколько).

Воспитатель : «Посмотрите, какие у меня кубики , красивые, гладкие. Юра (Миша, что это у меня в руках? Кубики . Давайте вместе скажем : «кубики » . Молодцы!».

Воспитатель : «Посмотрите, что я буду делать с кубиками . Буду выкладывать их в ряд. Вот так. (кладет кубики в ряд ) .

Воспитатель : «А теперь я из кубиков построю башенку . Возьму один кубик , затем другой, и поставлю его вот сюда. (показывает) . Вот какая башенка у меня получилась ».

Воспитатель : «Сейчас я раздам кубики , и вы будете сами строить такие же башенки ».

(Воспитатель раздает детям кубики , и просит построить башенку по образцу , накладывая кубик на кубик . Если ребенок затрудняется выполнить задание самостоятельно, то взрослый помогает ему).

Воспитатель : «Молодцы, детки. Красивые башенки построили . А теперь давайте разберем свои постройки и сложим кубики в грузовик . Вот так».

(Воспитатель объясняет и побуждает детей к уборке материала в грузовик , сопровождая все действия четкими фразами и словами).

Воспитатель : «Молодцы! А теперь, когда кубики все у нас лежат в грузовике, давайте возьмем машину за веревочку и отвезем наши кубики к зайке в домик ».

(Воспитатель просит детей прокатить машину с кубиками и зайцем за веревочку и на этом занятие заканчивается).

Логопед : Виноградова О. Ю.

Публикации по теме:

Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Программное содержание: Цель: формировать у детей умение соотносить и различать предметы по цвету. Задачи: формировать у детей умение.

Конспект НОД по конструированию в группе раннего возраста «Башня из двух (трех) красных кубиков» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Задачи: Познавательное.

Занятие с дидактическим материалом"Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы"Цель: познание свойства окружающего.

Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Башенка из кубиков» Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Башенка из кубиков» Воспитатель: Радаева Нина Петровна Интеграция образовательных.

Пояснительная записка Название игры: «Нескучные времена года» Возрастная группа: средняя группа Цель: Развитие умения в согласовании порядковых.

План-конспект занятия (НОД) Действия с Дидактическим материалом группа раннего возраста ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД) ДЕЙСТВИЯ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ группа раннего возраста Тема: Игры-забавы с использованием народных игрушек.

Организация: МБДОУ №1 «Аленький цветочек»

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

Правильная организация педагогического процесса - одно из условий успешного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Выполнение задач по совершенствованию воспитания и обучения детей в детском саду не может проходить успешно без оснащения дошкольных учреждений современными учебными пособиями и игрушками, без целенаправленного и систематического их использования в педагогическом процессе.

Ребенку дошкольного возраста присущи конкретность, образность, наглядность мышления, поэтому процесс его воспитания и обучения требует от педагога умелого применения разнообразных пособий и игрушек, от этого во многом зависит и успех реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Известно, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное мышление. Неслучайно Я.А. Каменский, основатель принципа наглядности обучения, назвал его "золотым правилом". К.Д. Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок "...мыслит формами, красками, звуками".

При подготовке к занятию воспитатели заботятся о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально, использовать этот фактор.

Информация, воспринимаемая человеком, в соответствии с концепцией Ж. Пиаже должна пройти четыре естественных этапа: сенсорно-моторный, символьный, логический, лингвистический. Следовательно, и предъявляться она должна с соблюдением иерархии кодов: предметного или рисуночного, знакового, символьного и словесного.

Для объяснения нового материала воспитатели используют демонстрационные наглядные пособия, которые позволяют организовать коллективную деятельность детей и дают возможность наблюдать за эффективностью восприятия учебного материала по реакции детей (взгляд, мимика, желание подключиться к работе и др.) и своевременно корректировать свои действия. "Каждая высшая психическая функция ребенка, – пишет Л.С. Выготский, – появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка". Для стимулирования второго необходимы индивидуальные наглядные пособия. Желательно использовать не только готовый раздаточный материал, но и самодельные пособия, дидактические игрушки-самоделки. В процессе их изготовления дети имеют возможность проследить путь развития знания и сформировать понятие как итог этого пути.

Разнообразие пособий и их многофункциональность создают условия для усвоения учебного материала детьми с разными типами интеллекта.

Зрительное и тактильное восприятие обеспечивает активизацию мыслительной деятельности дошкольников и ее эффективность на этапе первоначального предъявления информации за счет обеспечения цветовой яркости и графической точности в отражении учебного материала; содействует формированию системной умственной деятельности детей благодаря способности правого полушария к охвату информации. Положительные эмоции являются спутниками успешного обучения.

Широкое использования демонстрационных наглядных пособий продиктовано необходимостью "расширения зрительно-пространственной активности", предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме "зрительных горизонтов" (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия "телесно-моторного закрепощения" (В.Ф. Базарный). Одной из причин нездоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста он назвал "обедненную дидактическую среду". Прекрасным средством ее обогащения являются красочные демонстрационные пособия. Особую ценность представляют многофункциональные таблицы-матрицы и пособия с подвижными деталями, позволяющие преобразовать информацию, создавая условия для ее сравнения, сопоставления и обобщения.

Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает комплексное интеллектуальное развитие детей, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский назвал наглядные пособия "психологическим орудием педагога".

Учебное оборудование используется на различных этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении его детьми, во время повторения изучаемого материала и при проверке воспитателем знаний детей.

Наглядный материал, применяемый в дошкольных учреждениях, подбирается с учетом возрастных особенностей детей, методов и приемов воспитания и обучения, отвечает определенным научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Так как порой одни и те же пособия и игрушки применяются нами для решения разных задач воспитания и обучения, то опыт их использования раскрывается не в одном, а в нескольких разделах. Например, о сюжетные картины используются в разделах «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Ознакомление с природой», «Музыкальное воспитание» и т.д.

Известно, что только комплексное использование различных игрушек и наглядных пособий обеспечивает всестороннее воспитание детей. Так, в разделе «Развитие элементарных математических представлений» доказана необходимость использования для решения одной и той же задачи детям различного наглядного материала, для того чтобы вызвать у них интерес к повторению и закреплению знаний. Например, при объяснении детям, что количество предметов не зависит от их вели­чины, воспитатели используют различные группы предметов и т. п. Эта же мысль прослеживается и в других разделах.

Богатое творчество и мастерство педагогов, заинтересованность и участие в улучшении условий педагогического процесса со стороны актива родителей, руководства детского сада дают возможность нашему детскому саду использовать в работе с детьми разнообразные и в более широком ассортименте игрушки и пособия.

Использованная литература:

  1. Мухина В. С. «Психология дошкольника», М., Просвещение, 1975.
  2. Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986.
  3. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология», М., «Академа», 2001

Рабочая программа

по предмету Игры – занятия с дидактическим материалом

образовательная область Познавательное развитие

Вторая ранняя (1 - 2 года)

(возрастная группа)

1 год обучения

(срок реализации программы)

Составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» с.Щельябож.

Щельябож

2015

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» с.Щельябож разработана в соответствии:

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом министерства образовании Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155

Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» с.Щельябож .

Цель: Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Обучать действиям с предметами: нанизывать на стержень кольца, собирать пирамидку, открывать и закрывать матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их. Совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать – закрывать, нанизывать – снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на величину (большой – маленький), цвет. Учить действовать с различными дидактическими игрушками.

Формы об разовательной деятельности : занятия.

Объём образовательной нагрузки : длительность занятий не более 10 минут – 2 раза в неделю; 8 занятия в месяц; 72 занятия в год.

Тематический план

Тема занятия

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности воспитанников

1-2

«Трубочки».

Знакомить детей со свойствами предметов цилиндрической формы (положить на боковую поверхность, показать, поставить вертикально). Учить выполнять дейсвия с предметами, имеющими сквозное отверстие (вставлять что – ни будь, нанизывать). Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять сенсорный опыт ребенка при действии с разноцветными предметами.

    Знакомство с предметами.

    Обследование и действия с втулками и стержнем.

    Самостоятельная работа.

3-4

«Кубики».

Знакомить детей с особенностями куба (устойчивая геометрическая фигура, одинаковые грани). Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить и т. п. На эмоциально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и пустых емкостей.

    Игровая ситуация «Кубики вынимаем из коробки».

    Постройка простых построек.

5-6

«Колпачок».

Знакомить детей с физическими свойствами предметов конической формы (устойчивость основания, неустойчивость вершины, служение предмета от основания к вершине). Развивать согласованные действия левой и правой рук при дей ствий с колпачками большого размера: снять верхний колпачок, обхватив его обеими ладонями у основания, сделать петлеобразное движение вверх-вниз, поставить основанием на стол. Колпачки малого размера учить обхватывать сбоку большим и четырьмя другими пальцами, а также выполнять действие схватывания щепотью сверху. Обогащать сенсорный опыт детей при действии с предметами разного цвета.

    Обследование и действия с предметом.

    Игра «Колпачки спрятались».

7-8

«Цилиндр».

На ориентировочной, эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить детей с предметами цилиндрической формы (устойчивы, если поставить на основание; подвижны, катаются, если положить на бок). Расширять представления о свойствах полых предметов: могут вмещать меньше по размеру. Развивать координацию обеих рук. При действии с большим цилиндром учить класть на него округленные ладони, обхватывая его сбоку; предметы, меньшие по размеру, захватывать одной рукой (левой или правой) сбоку или сверху. Учить выполнять действия с предметами, учитывая их форму и величину; формировать точность, целенаправленность движений, соответственно положению предмета в пространстве. Обогащать сенсорный опыт при действиях с окрашенными в различные цвета спектра предметами.

    Обыгрывание ситуации «Что находится на столе?».

    Обследование и действия с предметами.

    Игра «Цилиндры спрятались».

9-10

Большие и маленькие матрешки.

Продолжать знакомить с народной игрушкой-матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но различные по величине: маленькие матрешки, большие матрешки.

    Игровая ситуация «Матрешки».

    Игры с матрешками.

11-12

«Соберем пирамидку из колечек».

Учить выполнять действие нанизывая на стержень. Закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев. Обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сверху.

    Обследование и действия с колечком.

    Игра «Соберем пирамидку из колечек».

13-14

«Соберем пирамидку из шариков».

Продолжать учить детей выполнять действие нанизывания шаров на стержень (повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень). Развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.

    Обследование и действия с шариками и стержнем.

    Игра «Соберем шарики на стержень».

15-16

«Соберем пирамидку из кубиков».

Закреплять умение нанизывать предметы, имеющие сквозное отверстие по оси симметрии. Развивать пространственное воображение, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение согласно постановленной практической задаче. Развивать мелкую моторику большого, указательного и среднего пальцев, дифференцированное положение большого пальца при схватывании предметов, ориентировочно действия руки.

    Обследование и действия с кубиками и стержнем.

    Игра «Соберем кубики на стержень».

17-18

«Кубики».

В процессе выполнения практических заданий с кубиками развивать ориентировочно-исследовательскую деятельность, учитывая форму предмета. Совершенствовать действие вкладывания.

    Постройка паровоза и башенки из кубиков.

    Складывание кубиков в коробки.

19-20

«Кубы».

Учить познавать физические свойства предметов кубической формы (обладают устойчивостью, можно положить на грань, все грани одинаковы). На ориентировочной эмоционально-чувственной основе продолжать знакомить со свойствами полых предметов: большие вмещают меньшие по размеру.

    Обследование и действия с полыми кубами.

    Самостоятельная работа.

21-22

«Колпачки».

Познакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больших, накрывание меньшего большим. Развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять задание с ориентировкой на одно свойство-величину предметов.

    Действия с колпачками.

    Игровая ситуация «Колпачки спрятались».

23-24

«Бочата».

Учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух одинаковых частей. Развивать глазомер, мелкие движения пальцев, их цепкость, силу. Учить открывать игрушку (поворот, подтягивание и рассоединение частей); закрывать ее (совмещение и соединение верхней и нижней частей); выполнять подбор предметов по величине.

    Игровая ситуация «Что лежит в бочатах?».

    Рассматривание и действия с предметами.

25-26

«Волшебная коробочка».

Закреплять умение действовать с разными предметами, имеющими сквозное отверстие. Уметь ориентироваться на форму предмета (шар брать кончиками пальцев, округлив ладонь; кольцо - большим и указательным или средним пальцами; втулку – большим, и указательным и средним). Формировать пространственное воображение при сборе пирамидки различных объёмных геометрических фигур.

    Игровая ситуация «Что в коробочке?».

    Игра «Соберем пирамидку».

27-28

«Елочка».

Учить действовать с предметами в определенной последовательности (например, взять вначале большой предмет, а затем маленький). Развивать ориентировочные действия руки, глазомер при выполнении заданий с однородными предметами различной величины.

    Игровая ситуация «Елочка».

    Игра «Соберем елочку».

29-30

«Шары».

В процессе практических действий с предметами на ориентировочной эмоционально-чувственной основе закрепить представления о свойствах шара (круглый, неустойчивый, хорошо прокатывается).

    Обследование и действия с шариком и лотком для скатывания.

    Игра «Покатаем шарики».

31-32

«Шарики».

Учить выполнять действия с предметами с учетом их формы и положения в пространстве на ориентировочной эмоционально-чувственной основе. Продолжать развивать умение вкладывать предметы в соответствующие емкости, совершенствовать мелкую моторику пальцев, согласованные действия рук.

    Игровая ситуация «Коробка и шарики».

    Игра «Покатаем шарики».

33-34

«Кубики».

Продолжать знакомить с особенностями полых предметов разной величины (возможность вкладывания меньшего в больший, накрывания меньшего большим, накладывания меньшего на больший),развивать моторику и координацию рук, учить кончиками пальцев выполнять относительно тонкие действия (вкладывание, накладывание, перекладывание и т. п.). закрепить практический опыт действия с предметами кубической формы, подбора предметов с ориентировкой на одно свойство-величину.

    Обследование кубиков.

    Игровая ситуация «Что мы слышим?».

    Самостоятельная деятельность.

35-36

«Чугунок».

Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух различных частей. Совершенствовать относительно тонкие движения кончиков пальцев. Формировать умение соотносить части предмета, учитывая их пространственное положение и функциональное назначение (например, сложить овощи в горшочек-чугунок, накрыть его крышкой).

    Игровая ситуация «Что лежит на столе?».

    Игра «Поиграем в чугунок».

37-38

«Кольца».

Учить действовать с плоскими круглыми предметами. Закреплять практический опыт действий с предметами, имеющими сквозное отверстие (можно нанизывать, смотреть в сквозное отверстие, просунуть меньший по размеру предмет в больший и т. п.). развивать целенаправленность действий с предметами с учетом их свойств (нанизать можно только кольцо, а круг - нельзя, так как кольцо имеет сквозное отверстие, а круг – не имеет; но и круг, и кольцо можно прокатить). Развивать умение действовать в ограниченном пространстве, координацию правой и левой рук. При захватывании плоских предметов совершенствовать дифференциацию большого и четырех других пальцев. Развивать сенсорный опыт, предлагая детям кольца и круги ярких цветов.

    Сравнение кольца и круга.

    Игровая ситуация «Сложим круг и кольца».

39-40

«Пирамидки».

Закрепить умение действовать с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на их величину, независимо от цвета.

    Игровая ситуация «Пирамидки».

    Игра «Соберем пирамидку».

41-42

«Конусы - колпачки».

Закрепить умение действовать с полыми предметами конической формы, ориентируясь на их величину: накладывать предмет меньший на больший предмет. Развивать моторику рук, согласованные действия, относительно тонкие движения кончиков пальцев. Продолжать учить выполнять подбор предметов с ориентировкой на одно свойство – цвет.

    Игровая ситуация «Соберем колпачки» (можно собирать кубики и цилиндры).

43-44

«Матрешка».

Продолжать учить действовать со сборно – разборными игрушками, состоящими из двух однотипных частей. Развивать цепкость и силу кончиков пальцев. Учить разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении.

    Игровая ситуация «Гостьи - матрешки».

    Игра «Большие и маленьки грибочки».

45-46

«Грибочки».

Развивать умение действовать с предметами, учитывая их форму, величину, положение в пространстве. Продолжать учить выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство(цвет или величину).

    Игровая ситуация «Соберем грибочки».

    Игра «Большие и маленькие грибочки».

47-48

«Шарики».

    Игровая ситуация «Соберем пирамидку из шариков».

    Находим шарики с дырочкой и без.

    Произвольные игры.

49-50

«Втулки и цилиндры».

Продолжать учить действовать с шарами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (повернуть шар соответствующей стороной, найти сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, нанизать ша на стержень). Развивать целенаправленность действий с предметами с учетом их функциональных свойств (например, на стержень можно нанизать только шар, имеющий сквозное отверстие). Учить осуществлять выбор предметов согласно поставленной задаче, придерживаться ее в процессе выполнения задания, не отвлекаться на второстепенные, не имеющие отношения к этому свойства предметов. Развивать умение действовать кончиками пальцев, согласованно выполнять относительно сложные движения левой и правой рук.

    Игровая ситуация «Соберем пирамидку из втулок и цилиндров».

    Произвольные игры.

51-52

«Кубы и шары».

Учить выбирать предметы, ориентируясь на и форму, действовать с предметами в зависимости от их свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирование результата, используя объемные геометрические фигуры.

    Игровая ситуация «Коробка с кубами и шарами».

    Игра «Что катится, что не катится?».

53-54

«Башенки из кубиков и колпачков».

Закреплять практические навыки действий с полыми предметами. Учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство – форму. Развивать ориентировочно – исследовательские и практические действия; формировать точность, ловкость, рациональность и целенаправленность действий рук, тонкие движения кончиков пальцев; совершенствовать глазомер.

    Игровая ситуация «Конусы - палочки».

    Игра «Строим башенку из конусов - колпачков».

    Игровая ситуация «Кубики».

    Игра «Строим башенку из кубиков».

55-56

«Курочка и яички».

Продолжать учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных частей; развивать цепкость кончиков пальцев, умение разъединять и соединять части игрушки, производя действия в горизонтальном направлении.

    Игровая ситуация «Курочка снесла яичко».

    Игровая ситуация «Цыплята».

57-58

«Кубики».

Продолжать учить отбирать предметы для нанизывания на стержень (найти кубы, имеющие сквозное отверстие, повернуть той стороной, на которой расположено сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, нанизать на него).

Развивать целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук, предваряющие выполнения постановленной задачи. Совершенствовать мелкую моторику пальцев – захватывать куб сверху или сбоку.

    Игровая ситуация «Соберем пирамидку из кубиков».

    Находим кубики с дырочкой и без.

    Произвольные игры.

59-60

«Кубики и шарики».

Продолжать развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их форму. Стимулировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирование результата при действии с объемными геометрическими фигурами. Учить осуществлять сознательный, целенаправленный выбор предметов в зависимости от постановленной задачи (например, для создания определенных конструкций, обладающих относительной устойчивостью, выбирать кубики).

    Сравнение кубиков и шариков.

    Игровая ситуация «Построим из кубиков».

61-62

«Колпачки».

Закреплять практический опыт действия с полыми предметами. Учить находить соответствующие детали-вкладыши при сборе и раскладывании цветных колпачков. Учить выполнять действия с предметами, ориентируясь на два свойства одновременно – цвет и величину. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, координированные, совместные движения рук.

    Игровая ситуация «Играем с колпачками».

    Игровая ситуация «Построим башенку из колпачков».

    Игра «Большой ималенький».

63-64

«Бочонки».

Продолжать учить действовать со сборно–разборными игрушками, состоящими из двух одинаковых частей; открывать бочонок, выполняя поворот и подтягивание его верхней части; выбирать однородные предметы по величине: большой, маленький; закрывать бочонок, учитывая соотношение верхней и нижней частей.

    Игровая ситуация «Бочонки».

    Игра «Большие и маленькие».

65-66

«Матрешки».

Закреплять умение действовать с предметами разной величины. Учить выбирать предметы с ориентировкой на два свойства - величину и цвет.

    Рассматривание и сравнение матрешек.

    Игра «Возьми такой, как у меня».

67-68

«Пирамидка».

Продолжать развивать навык действия с предметами в определенной последовательности. Продолжать учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого; закреплять умение выбирать предмет, ориентируясь на величину и учитывая последовательность соотношения большой – маленький; развивать точность движений, глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.

    Игровая ситуация «Разберем и соберем пирамидку».

69-70

«Кубы».

Закреплять практические навыки действия с полыми предметами кубической формы. Продолжать учить находить соответствующие детали-вкладыши, выполнять действия с предметами, ориентируясь на два свойства одновременно – цвет и величину. Совершенствовать моторику пальцев при действии с предметами угловатой формы.

    Игровая ситуация «Играем с кубами».

    Игровая ситуация «Построим башенку из кубов».

    Игра «Большой и маленький».

71-72

«Матрешки».

Продолжать учить со сборно–разборной игрушкой, состоящей из дух однотипных частей, выполняя рассоединение и соединение с учетом соотношения их величины и положения в пространстве.

    Игровая ситуация «Матрешки приехали к нам гости».

    Игра «Большие и маленькие».

Материально-техническое обеспечение:

    Учебно-методический комплект (методические пособия, наглядно-дидактические пособия, комплекты для творчества, электронные образовательные ресурсы).

    Технические средства обучения (компьютер, проектор, доска для проектора).

    Оборудование, пособия.

Список литературы:

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –3-е изд., испр. и доп. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал