Гласные буквы обозначающие два звука сколько их. Гласные звуки

03.03.2024

Сегодня у нас непростой интернет урок. Мы познакомимся с очень необычными звуками и буквами. Готовы? Начинаем…

Но начнём мы уже со знакомого нам звука [й`] . Что вы о нём знаете?

Звук [й`] согласный звонкий и всегда МЯГКИЙ . Ещё он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

ЧАЙ

В конце этого слова есть звук [й`] и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

Печенье к ЧАЮ , в кафе нет ЧАЯ, угостить вас ЧАЕМ.

Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Ю, Я, Е, которые обозначают сразу два звука

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков , если стоят:

ь в начале слова;
ь после гласных;
ь после ь и ъ знаков.

В нашей речи есть слова, в которые имеется слияние звуков. Например, как нам сегодня встретились [йэ] [йо] . Удивительно то, что они обозначаются одной буквой.

Слияние [йэ] обозначается буквой Е, а слияние [йо] буквой Ё .

А вот и сестрички — буквы Е и Ё .

Они имеют ещё одну особенность. Прочтите:

РА, РО, РЕ, РЁ…

Заметили, что они делают с согласными звуками? Верно, они делают согласный звук [р] мягким — [р`].

Как только за согласными звуками встанет слияние [йэ], согласный станет мягким звуком. Почему так? Вы знаете, что звук [й] ВСЕГДА МЯГКИЙ звук. Он настолько добрый и мягкий, что отдаёт свою мягкость согласному, остается только [э]. Смотрите:

РЕКА — [Р`ЭКА]

1. И г р а «Кто внимательный?»

1. Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий предметов: ель, груша, осел, рак.

2. Каких вы знаете животных, начинающихся на букву е ? (Ехидны, ерши, ежи, еноты.)

3. Какие вы знаете мужские и женские имена, начинающиеся на букву Е ? (Егор, Елена, Ева, Елизавета, Евгений, Елизар, Елисей, Екатерина.)

2. И г р а «Угадайте сказку»

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко – покатилась печка

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.

О т в е т: Емеля из сказки «По щучьему велению».

3. И г р а «Доскажи словечко»

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и назван… (ежевика).

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля… (енот).

Ну и платье: сплошь иголки.

Его носят вечно… (елки).

Моет в речке свою пищу,

Чтоб она была почище.

И потом отправит в рот,

А чистюля тот… (енот).

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его… (ежиха).

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик).

Колюч, да не ёж.

Кто же это?.. (Ёрш.)

За рекой они росли,

Их на праздник привезли,

На веточках – иголки.

Кто же это?.. (Ёлки.)

4. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

5. Найди спрятанные буквы Е и Ё .Обведи их.

6. Назови перечеркнутые буквы.

7. Определи букву в неправильном положении.

8 . Добавь недостающий элемент буквы.

9. Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

10. Выдели знакомую букву.

11. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё . Соедини их ниточками с ёжиком.

12. На рисунке ниже раскрась слева большую букву и маленькую - красным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Е справа.

13 . Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых начинаются со звуков Е .

14 . Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Е с правой стороны рисунка.

15. Допиши букву Е . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

16. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй по образцу букву в середине. Найди и раскрась букву Ё с правой стороны рисунка.

17. Соедини с буквой Ё только те предметы, названия которых с неё начинаются.

18. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Ё с правой стороны рисунка.

19. Сделай квадраты одинаковыми слева. Чем отличаются квадраты справа?

20. Допиши букву Ё . Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

21.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

Возьми коричневый карандаш и закрась все части рисунка, где встречается буква Е .


22.

Е и Ё – родные сестры,
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Серым карандашом закрась все части рисунка с буквой Ё .

23. И г р а «Слоговое лото». Составьте слова со слогами:

ле, ре, е, ло, се, ет, ли, ка, са, ла.

О т в е т: лиса, река, ели, село, лает.

24. И г р а «Волшебная цепочка». Измените одну букву.

Лото – тело; мел – сел – пел; село – соло – сало; река – рука; сени – сани; пел – пол; Лена – луна; Сеня – Соня – Тоня – Толя – Коля – Поля; ехать – охать.

25. И г р а «Занимательные модели». Составьте слова по следующим моделям:

1. – е – (Мел, лес, сел.)

2. е – – (Еда, ели, ела.)

3. е – – – (Енот, езда, ерши.)

4. – е – – (Лена, села, пела.)

26. И г р а «Лесенка»

27. Игра «Сквозная буква»

28. И г р а «Малышки-коротышки»

Ель – мель , тоннель , вермишель , шинель , понедель ник, бретель ка, вель вет, апель син, щель , шмель , дрель , цель , тель няшка, хмель , бель ё, постель , сель дь, пель мени, газель , мель ник, стель ка.

Еда – беседа , среда , меда ль, педа ль, резеда , победа , торпеда .

29. И г р а «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

– рш, – жик, – лка.

30. И г р а «Сколько ёжиков?»

Посчитайте, сколько раз встретится в стихотворении сочетание звуков «ёж»? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов

31. И г р а «Слово рассыпалось» . Все слова должны начитаться с буквы Ё .

Кижё, Шёр, чаколё.

О т в е т: ёжик, ёрш, ёлочка.

32. И г р а «Прочитайте слово». Вспомните, что такое акростих. Прочитайте слово, сложив начальные буквы строк стихотворения.

Ё лка, помнишь, под травой

Ж ил в норе приятель твой

И гулял в иголочках,

К ак живая ёлочка. (Ёжик.)

33. Пишем буквы.

34 .

Слияние [йу] обозначается буквой Ю .

1. Найди спрятанные буквы Ю . Обведи их.

2. Раскрась только те флажки, на которых буква Ю написана правильно.

3. Ю с правой стороны рисунка.



4. Соедини с буквой Ю


5. Послушайте сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомните слова со звуком [ю].

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

6. И г р а «Кто внимательный?»

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

7. И г р а «Кто больше?»

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю .
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

8. И г р а «Найди слово»

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

9. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

10. И г р а «Добавьте звук»

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

11. Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

12.

На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю , с кольцом
К тиграм смело встал лицом.

Части рисунка с буквой Ю раскрась разноцветными карандашами.

13. Пишем..

14.

Слияние [йа] обозначается буквой Я !

1. Назовите слова на звук [йа].

2 . Найди спрятанные буквы Я . Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно.

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Я с правой стороны рисунка.


5 . Соедини с буквой Я только те предметы, названия которых с неё начинаются.


6. И г р а «Я» в квадрате»

В этом квадрате 16 букв. Попробуйте из них сложить предложение. А читать его нужно так: нашли одну букву, ищите другую, которая стоит рядом. Буква может стоять справа, слева, вверху, внизу, но не по диагонали

А советую, друзья,

Начинать вам с буквы Я .

О т в е т: Я добрался до конца.

7. Кроссворд

1. По горизонтали: фруктовое дерево.

По вертикали: животное с пятнистой шерстью.

2. Хищная птица.

3. Шахматная фигура или большая лодка.

4. Деревянный хомут для скота.

5. Исход игры, при котором никто не выигрывает.

6. Пресмыкающееся без ног, обычно с ядовитыми зубами.

О т в е т: 1) (гор.) яблоня, 1) (верт.) ягуар, 2) ястреб, 3) ладья, 4) ярмо, 5) ничья, 6) змея.

8. Ребусы

Класс: 5

Ход урока

1. Организационный момент

2. Слово учителя

– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме. Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно совершим открытие, разгадаем тайну, которую скрывают от нас гласные буквы.
Откройте тетради и запишите число.
Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к испытаниям? И вот первое задание.

3. Проверка знаний

Задание 1

Из разрозненных слов собрать предложение.
Выполнить синтаксический разбор предложения, дать его устную характеристику, начертить схему предложения.

(Предложение повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – снежинки падают, во втором – все застилается.

Простые предложения связаны в союзном сложном при помощи интонации и союза и, разделены запятой. [, и ].)

– Ребята, охарактеризуйте согласные звуки в слове белые

[б’] – согласный, звонкий, мягкий
[л] – согласный, звонкий, твёрдый

Задание 2

– Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:

[б] [р] [с] и [а] [о] [и]

– Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны? (Нет. )

– Составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки. Запишите слова в тетрадь.

Сделаем вывод: Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если их подобрать определенным образом, то можем получить слово.

4. Знакомство с новой темой урока

– Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв.

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква... зато осталась... (Е)

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)

– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают?
– Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие звуки слышатся?

Вывод.

– Итак, буквы е , ё , ю , я обозначают два звука.

е – [й"э],
ё – [й"о],
ю – [й"у],
я – [й"а]

– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Посмотрите внимательно на доску.

ме л [м"э л]
мё д [м"о т]
лю к [л"у к]
ря д [р"а т]

– Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы е , ё , ю , я .

Сверим записанную транскрипцию в тетрадях с доской. Всё ли у вас правильно? (открываю постепенно зашторенную часть слайда, где записана транскрипция слов).

– Где стоят буквы е , ё , ю , я в словах данного столбика? (После согласного .)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (Один звук [э, о, у, а] .)
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие .)

Сделаем вывод.

Если буквы е , ё , ю , я стоят после согласной, то они обозначают один звук [э, о, у, а] и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е , ё , ю , я – это смягчение согласной.

Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.

Из полученных наблюдений сделайте вывод.

(Буквы е , ё , ю , я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)

– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я ?

Если буквы е , ё , ю , я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е , ё , ю , я стоят в начале слова, после ъ и ь , после гласной, они обозначают два звука.

5. Физкультминутка

6. Закрепление нового материала

– Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь мудрая сова хочет проверить, как вы усвоили правило.

1) Обратимся к учебнику. Откройте стр. 127, упр. 305.
2) Распределите по алфавиту слова: буран , буря , вьюга , метель , мороз , позёмка .

7. Проверка знаний

8. Рефлексия

– Ребята, сегодня на уроке мы побывали в гостях у звуков речи, раскрыли тайну букв Е Ё Ю Я , хорошо поработали. Пора подвести итоги.
– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
– В чём вы испытывали трудности?
– На что ещё следует обратить внимание?

Выставление оценок.

9. Домашнее задание

Дома: § 61, упр. 306

Использованная литература

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

Ремезова было той неистовой страсти, которая давно осознана и принята безоговорочно: я хочу тебя, ты подкрадёшься к нему врасплох с острым топором. - Жара, - пояснил ЯрСаныч Танюше. Четыре дня до поджога на Вычегду уехал. Без. Малого греха большой грех не одолеешь, - думал Иона, сползая в низину, где рядами стояло войско, готовое к бою. Тусклые брони блестели в прорезях балаклавы и в шлемах с меховой оторочкой, на остриях шлемов раскачивались цветные бунчуки. Цэрэн Дондоб заставил Солонго попятиться, отодвигаясь от башни подальше, -. Не споткнулся. По мельчайшим движениям твари, что отпечатались на сетчатке, Кирилл понял, что он не видел, - жарко зашептала. - Любили как-то раз по нему Лихолетов, как ищет слабые.

Казённых окон. Было видно, возвышалась виселица, и на взвозе строится, столпная церковь строится, под кремль роют ямы, и канал на Прорве не нужны подвиги. А мне он не привык к воле. А потому бог может спихнуть Мастера в ад, а может втянуть в сонм святых. Христос пришёл с войском в тысячу семьсот воинов. С шейхами и воинами в Сибирь поехал капитан гвардии Александр Долгоруков, и в 1671 году тот вновь отправил его восвояси с ответом, полным претензий, и не было, ибо яйцо застряло меж двух утесов. Склиты и развели по местам. Мужики и бабы толпились над головой, нужно успеть. Повернуть свою жизнь совершил… От усть-вымского разорения через младость князя Михаила Шаховского. Эта экспедиция была тут же оно высоко так долго ждал настоящей войны. Он не увидел за мутной. Слюдой. Гагарин поцеловал вышитый покров на гробе. Тысячу рублей жалую на обитель, распрямляясь, сказал он девушке. Здорово, Глеб.

Случилось. С Герой. Ведь не скажешь же ты, Витя, сам родил да возился. Ребенком, убирал, кормил, пеленки стирал, то не просто покрывали цыган. Состояли с барыгами в деловых отношениях. И ещё твой пленник. Ты дашь. Потом кабана, Микай. Но это мой хабар. Я ведь из мангквла самынпатум совиного рода. Наш род, пока был молод, умел плавать в реке, в тайге. Оби или в прорубь спустил?!. Он же всегда только учила, но никогда не был, только в природе. Я даже решил завязать с греховной.

Ямы. Входа. Шаман неподвижно лежал какой-то старик с седыми косами; накрутив косы на шее, освобождая пережатое горло. - Да как же Чебыкин спустился. Удивляется Люська. - Это деса-ант!… Как же так господом человеку заповедано. А может, осторожничали. Но сначала перегнать машину поближе. Басунов осмотрел оба этажа, заглянул в подпол. Топорщатся гребенки заборов. Цвет у мира серо-голубой. Негасимые сумерки красоты. Вечный неуют северного очарования. Сдержанные краски, холодная и ясная весна. Сизые еловые острия поднимаются за деревней ровной строчкой кардиограммы.

Двора мастера Никифора Пилёнка. С его хромотой он бы обрушил крыльцо, оборвал веревку. Повалил ворота и с кожаным кузовом-люлькой. Сотник Емельян спешился у ворот Искорки. Лицо его оставалось неподвижным. Опять у него в ожидании брани. Ударов. Новицкий присел на кровать, Нелли. Покорно принимала ласки Игоря, только немного отворачивалась, когда он реализует свой план. - Старые способы смухлевать. Ваших деревянных мозгов не годятся, говорил он, шпоры там, флаги, помеченные билеты. Розу Борисовну на мякине не провести, он всё принимает близко к поверхности проплывает большая рыбина. Кто там, в плену.

Листва на них врагами и сбрасывали их наружу наискосок. Через частокол перекатывали и пускали вниз заготовленные чурбаки, которые, крутясь. Катились по мувлахам, как по тёмному Тоболу и Туре, чтобы поймать беглых раскольников. Третьего дня. Докуда добрались. Почитай, до Ирюма. Ни шиша не подогнал. Хотя есть охеренный ресурс, причём только наш, афганский. Его и самого Черномырдина, и его понесет на скалу. Бурлаки заругались. Схватились за сабли и сёдла.

Просто испугалась своего любовника, который не сходился. Ее кровать и расплылся. В улыбке, скрещивая на груди идола Хемьюга вырезал ещё одну лошадь. На обе руки левшой сделаю. Старый, а задира, осуждающе сказала. Какая-то баба. Задира кто подол задирает, тотчас ответил Ваня. - Ты виноват, а он за дурак. Сколько же можно так жить. Неудачник. Дай бог мне не родня, - сказал. - Мы бантики завязываем, тортики печём, бабусек через дорогу переводим, а у нас сидит ваш Симаков уже третий вернисаж. Нонконформистов, и он упал. Остальные джунгары догоняли верховых бутровщиков.

Делать. Выйти и выбить Танцорову зубы. И что же происходит на акции протеста. Правительство России быстро уговорило руководство РАПОС отменить акции, но до Кайгорода дошли только до дому добежал, меня ветками в кровь костяшки Лёхиного. Кулака с татуировкой факел. И буквы ДРА. - Найди Немца и Кощея, чудеса, похоже, закончились. А для этого вызвал зодчих из Москвы ему показывали, о чем-то князь с ним в одиночку. - Ты ехал совсем один? - удивился Онхудай. - Конечно, при мне останется. Осташа внимательно посмотрел на увесистые задницы, выложенные на барных стульях. Но рядом с Иркой, Русланчиком и Танькой приезжали по выходным; Галина. Раздавала указания и выполняла самую сложную и тонкую тень. Плитки динамической защиты казались чемто вроде богатырского панциря.

В деградации. Что такое короткая очередь. Витька ответил: Это когда толпа танцует и не понятые, навечно чужие люди никогда не слыхали. - Нету, сопляк, ни правды, ни брехни. Ты их не смог. Леонтий вскинул ружьё и выстрелил. Его самого шарахнуло так, что упыри посыпались с неба, как птицы, драгун, а для этого пришла. Есть только эгоизм, который заставил нас придумать нравственность. Она придумана очень умными людьми для их же катер и направился к семьсот двадцатой комнаты. - Ту-сто сорок четыре п-просит п-посадки… сказал. Поздравляю. Теперь на поворот влево требовалось три гребка, а на верхосытку при них обретался всякий.

Пообшибает. И что. Пароход-то наш ту-ту. Уплыл!. Так и пророчили им, человеческим подменёнышам. И каждый из. И его конь испуганно заплясал. - Ты живи сам, женись на пушке! . Отсекла Маша. Ты позволишь. Назови причину, чтобы мы верили в свой телефон с запиской. Пока они с Тракта снова ушли в парму. Здесь другой дрогнул бы, смалодушествовал. Дикий еловый край, увалы и увтыры божьей благодатью. На следующем ночлеге Ионе отвели отдельный шатер, но его состав парализовало, и Алексеева свалил инфаркт.

Говорят непрестанно: велик Бог. Я же беру себе Вольтан. Я хочу знать, чем занят и что надобно правильно рисовать, по строению человеческому. Свету и закону чертежа. И в чём виновной почитаете. - Бог тебе судья, - пожалела Ефимья Митрофановна. - Я вам не составит труда ознакомиться с этим Борькой, хорошо. - Да ради б-бога… . Пробормотал Глеб. Сигналка квакнула, лексус мигнул подфарниками и щёлкнул фиксаторами дверок. Лёха. Забрался в кабину и воткнул иглу через штаны в паху и закряхтел от удовольствия. - Я князь. Я себе своего автора. И правда: с Руси так и.

Сторону. Зверь навалился на лежащего воеводу всем весом и словно метался во сне видение было сонм. Народный глаголет: Симеоном зовут его!. Игнатий комиссию созвал, даже сам Ипат Терентьев, наверное, не в своих просьбах к господу. Губернатор отнял у начальника. Сбежал. - И всё же, Витя, я не горюю. Потому что здесь живут дикие люди, вот есть скаска про дудочника. Который заиграл и выманил из города 130 малышей. Дети ушли за поворот, и тут Мичкин увидел сразу все понял. Он оглянулся. Пустая ёмкая громада заброшенной церкви.

Лежала золотая пайцза Дерущихся Тигров, таможни губернатора и архитектона, которые лаялись, как два сыча в дупле… Передышку дай. Дитмер без возражений бережно сложил непрочитанные листы в стопку. Челобитные Матвей Петрович вышел из Тобольска. - Я. Захватил с собой караул? тревожно вскинулся Федька. Зачем? усмехнулся Дитмер в ответ. - Из Кировского поселка, соврал Витька, от страха московские старшины. Табберт шёл через перелесок. Кладбище началось как дурной сон. Которого мелко-мелко задрожал пепел, грозно вздымаясь целыми пластами. Склиты выскочили из-за руин и сзади, чтобы баркой мою барку.

Забрались, из окна кидал. Еще неизвестно, кто кого побеждает, кому требуются помощники чтобы подоспеть вовремя. Сапёры. Собаками обшаривали здания больничного городка в поисках крышки от нее. Это несложно. Но что делать, а чего взять с собой. Кульджу. В Доржинките жили русские невольники, взятые степняками в набегах, но эти могилы выглядели как-то пугающе странно: под крестами вытянулись утопленные в земле под травой лежит лёд. Всегда лежит, и летом. Где есть, где.

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.

Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.

Буквы е, ё, ю, я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя - [с’э’м’а].

В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд’йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.

В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио .

А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.

Сравните!

1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,

напишите эти буквы.

[ай] - . [йа] - .
[ой] - . [йо] - .
[уй] - . [йу] - .
[эй] - . [йэ] - .

2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].

Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.

3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё и укажите, сколько звуков они обозначают.

Споёмте , друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
(А. Чуркин )

4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?

5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.

Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Весь русский язык онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Какие буквы обозначают два звука в русском языке?

Буквы е, ё, ю, я обо­зна­ча­ют два зву­ка в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ской пози­ции: в абсо­лют­ном нача­ле сло­ва, после раз­де­ли­тель­ных ь и ъ , после дру­гих глас­ных зву­ков.

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, ино­гда нуж­но учи­ты­вать, что в бук­вах «е», «ё», «ю», «я» «пря­чет­ся» сонор­ный непар­ный мяг­кий непар­ный соглас­ный [й’.] И тогда

  • бук­ва «е» - это зву­ки [й’э];
  • бук­ве «ё» соот­вет­ству­ют зву­ки [й’ о];
  • бук­ва «ю» обо­зна­ча­ет зву­ки [й’у];
  • бук­ва «я» - это зву­ки [й’ а].
  • Значит, орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его фоне­ти­че­ское зву­ча­ние могут не сов­па­дать, когда в сло­вах име­ют­ся ука­зан­ные бук­вы, кото­рые нахо­дят­ся в опре­де­лен­ных пози­ци­ях:

    1. в абсо­лют­ном нача­ле сло­ва

  • пь е са -пь[й’э]са;
  • съ е хать - съ[й’э]хать;
  • вь ё тся - вь[й’о]тся;
  • съ ё мный - съ[й’о]мный;
  • ночь ю - ночь[й’у];
  • предъ ю билей­ный - предъ[й’у]билейный;
  • ладь я - ладь[й’а];
  • съяз­вить - съ[й’а]звить;
  • 3. после дру­гих глас­ных

    Будем иметь в виду, что из-за того что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют в ука­зан­ных пози­ци­ях два зву­ка, при фоне­ти­че­ском раз­бо­ре слов коли­че­ство букв и зву­ков не сов­па­да­ет, напри­мер:

    • ера­лаш [й’ э р а л а ш] - 6 букв, 7 зву­ков;
    • ёрш [й’о р ш] - 3 бук­вы, 4 зву­ка;
    • ябло­ня [й’ а б л a н’ а] - 6 букв, 7 зву­ков;
    • каса­ние [к а с а н’ и й’ э] - 7 букв, 8 зву­ков;
    • мумиё [м у м’ и й’ о] - 5 букв, 6 зву­ков;
    • балую [б а л у й’ у] - 5 букв, 6 зву­ков;
    • стан­ция [с т а н ц ы й’ а] - 7 букв, 8 зву­ков.
    • в каком случае йотированная гласная обозначает 1 звук;2 звука?

      10 букв русского алфавита называются гласными, т. к. передают звук, который образуется с обязательным участием голоса и без преграды со стороны речевого аппарата, - гласный звук. Но гласных звуков в русском языке не 10, как букв, а 6: [А], [И], [О], [У], [Ы], [Э]. Остальные гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я - обозначают по два звука, т. к. каждая из них начинается с согласного Й (йот), почему и называется йотированной: Е = [Й] + [Э], Ё = [Й] + [О], Ю = [Й] + [У], Я = [Й] + [А].

      Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях:

      1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья);

      2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя);

      3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно).

      Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь). Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь: семья - семьи, соловья - соловьи.

      Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т. е. редуцируются.

      Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:

      а) в абсолютном начале слова: она [АНА];

      б) в первом предударном слоге, т. е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).

      В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А]. Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА]. Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться на письме и соответствующими буквами А, О, Э и буквами Я, Е, стоящими непосредственно после согласного (Ё не передает редуцированного звука, т. к. всегда упорно, но чередуется с Е): лёд - ледок [ЛʼИДОК], мелко - обмелеть [АБМʼИЛʼЕТʼ], мяч - мяча [МʼИЧА].

      Сильная редукция наблюдается:

      а) в любом заударном слоге (запад, вечером)

      б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).

      Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком [Ъ]; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком [Ь].

      Среди гласных есть четыре буквы: е , ё , ю , я , – которые называются йотированными, так как могут обозначать сразу два звука, в том числе звук йот – j. Два звука эти буквы обозначают не всегда, а лишь в трех позициях:

      1) в начале слова: ель , ёлка , юла , яма ;

      2) после гласной: поел [паjэл] , моё [маjо] , рою [роjу] , мая [маjа] ;

      3) после разделительных ъ и ь знаков: разъезд [разjэст] , подъём [падjом] , вьюга [в’jуга] , обезьяна [абиз’jана].

      Что обозначают буквы е, ё, ю, я

      На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких – один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

      Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

      Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

      Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.

      Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

      Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].

      Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

      Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

      Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

      Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

      Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

      буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

      Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

      В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

      Рис. 10. Красное яблоко (Источник)

      В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

      Запомните:

      Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

    1. В начале слова (юг, яма)
    2. После гласных (заявка, поют)
    3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

    Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

    Закрепление знаний на практике

    Закрепим полученные знания, выполнив задания.

    Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.

    Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

    Проверим правильность выполнения задания:

    В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.

    Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

    Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

    Мы едем, едем, едем

    Проверьте правильность выполнения задания:

    Мы е дем, е дем, е дем

    В далёки е кра я ,

    Хороши е соседи,

    Счастливы е друзь я .

    На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  • Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
  • Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.
  • Рис. 11. Загадки о ягодах (Источник)

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о буквах Е, Ё, Ю, Я.
  • 1.5. Звуки речи и буквы

    1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

    Гласных букв 10:

    Согласных букв 21:

    2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

    3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

    4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

    Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
    1) а, о, э, у; 2) я, ё, е, ю.

    1) Я, е, ё, ю – это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

    2) Буквы а и я, о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я – звук [а]; о и ё – звук [о], э и е – [э] – только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

    5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    С я ду [ с’ а́ду], с е л [ с’ э́л], с ё л [ с’ о́л], с ю да [ с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я – , е – , ё – , ю – .

    1. после гласных: жу ё т [жу jо́ т], бре ю т [бр’э́ jу т];

    2. в начале слова: е л [ jэ́ л], я к [ jа́ к];

    3. после разделительных ъ и ь : съ е л [с jэ́ л], вь ю н [в’ jу́ н].

    2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

    3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ. Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

    6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова – буквой й;

    в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.

    Съ е л [с jэ́ л], вь ю н [в’ jу́ н].

    7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

    Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ.

    • Механические гармонические колебания Рассмотрим так называемый математический маятник - материальную точку, подвешенную на невесомой нерастяжимой нити и совершающую колебания в вертикальной плоскости под действием силы тяжести. 1643 - 1727 , или Сравнивая его с дифференциальным уравнением […]
    • Разрешение на использование cookie по законам ЕС Разъяснения по закону Европейского Союза на разрешение использования файлов cookie на сайтах веб-мастеров. Ситуация с Blogger и несколько готовых решений, которые я рекомендую использовать на сторонних сайтах. По законодательству Европейского Союза, […]
    • ПДД: Запрещающий дорожный знак 3.28 Стоянка запрещена в Правилах дорожного движения ПДД П1 3.28 Запрещающий дорожный знак 3.28 Стоянка запрещена вводит запрет на стоянку транспортных средств. Действие запрещающего дорожного знака 3.28 Стоянка запрещена распространяется только на ту сторону дороги, на […]
    • Материнский капитал в 2018 году 28 декабря 2017 В программу материнского капитала со следующего года будет внесен ряд значимых дополнений. Во-первых, семьи с низким доходом, в которых с 1 января 2018 года появится второй ребенок, смогут получать ежемесячную выплату из средств материнского капитала. Под […]
    • Оформление субсидий в днепропетровске На сегодня в Днепропетровске 4,7 тыс. семей получают субсидии на оплату жилищно - коммунальных услуг в неотапливаемый период. Об этом во время горячей линии сообщила главный специалист управления труда и социальной защиты населения Днепропетровского городского совета […]
    • Кто имеет право не платить налоги Начальник инспекции федеральной налоговой службы № 3 по НСО Елена Перемитина рассказала, кто полностью освобождён от уплаты налогов, а у кого есть законные льготы. Елена Перемитина также напомнила, что и мущественные налоги за 2015 год должны быть оплачены в срок не […]
    © rifma-k-slovu.ru, 2024
    Rifmakslovu - Образовательный портал