Как жили и живут лондонцы.

22.03.2024

В 1600 году в Лондоне проживало 250 тысяч человек. Лондон был сильно вытянут с запада, от Вестминстера, на восток. Между Лондоном и Вестиминстером по тракту Стрэнд с 16 века стали строить свои дома состоятельные люди. К слову, параллельно Стрэнду шел тракт Паунд - «Фунт», читай, Рублевка.

В первой половине века, при короле Карле I Лондон обогатился немалым числом достопримечательностей. Банкетный Зал при Уайтхаусе построили в 1622. В 1635 для публики открыли Гайд-парк, а в 1637 - Ричмондский парк для охоты. В том же году открылся Дворец Королевы в Гринвиче.

Город развивался за счет экспорта шерсти, а также «отличного шафрана в небольших количествах, изобилия свинца и олова, овечьих и кроличьих шкурок без числа, равно и других видов прекрасной пушнины и кожи, а также пива, сыра и другой провизии». Королевскую биржу для этих дел учредили еще в 1571.

Немного портили картину поветрия бубонной чумы 1603, 1633 и 1665 годов. Было неприятно, но популяцию лондонцев оказалось не так легко уменьшить.

В 1642 году король подрался с парламентом. Лондон симпатизировал роялистам, но им не симпатизировала судьба, и в 1643 году столицу им пришлось сдать. Зато когда в 1660 король Карл II вернул себе трон, поприветствовать его вышли 20 тысяч лондонцев.

В 1666 году в городе случился тот самый пожар, из-за которого многие всерьез поверили в вероятность конца света. Загорелось 2 сентября в доме пекаря на Пудинг-лэйн. Огонь распространялся быстро, подгоняемый ветром и человеческой глупостью. Большой вклад в уничтожение города сделал лорд мэр, который сначала не придал значения сообщению о пожаре, ответив него исторической фразой: «A woman might piss it out!» Видимо, женщину соответствующих размеров так и не нашли. Когда огонь стал распространяться, ему посоветовали создать огню заградительную линию, взорвав некоторые здания. «Ага, а потом платить хозяевам домов компенсацию!» - ответил рачительный мэр и снова ничего не сделал. Сгорело примерно 13200 домов, и примерно 80 тысяч человек оказались на улице. По приказу короля палатки для потерпевших сооружали из парусов английского флота. После этого дома в Лондоне строили только из кирпича, а мэров выбирали только с IQ выше, чем у бабуина.

В конце века в столице появились новые фешенебельные кварталы - в Блумсбери, по дороге на Найтсбридж и к северу от дворца Сент-Джеймс. Вокруг города построили несколько развлекательных центров для состоятельных людей: на месте деревень Клэпхэм, Хэкни, Камберуэлл и Стритхэм. Что касается торгового центра, им на протяжение всего века оставался рынок Биллингсгейт.

Еще в Лондоне появился водопровод и уличное освещение. Последнее засияло горожанам в 1685 году

Живопись в Англии 17 века занимала скромное положение, поэтому Лондон того времени сподручнее всего иллюстрировать гравюрой и лубком.
Вот, кстати, и лубок "Карлу Первому голову при Уайт-холле отрубают, а народ с большим интересом за сим наблюдает". обратите внимание, с какой классицистской аккуратностью рассажены зеваки на крыше дворца.

Лубок, посвященный эпидемии чумы 1665 года в Лондоне.

Одна из самых популярных панорам Лондона-до-пожара. Автор - Виссчер.

Деталь. На ней видно, что уродливое здание с плоской крышей - не что иное как Святой Павел.

Живописная версия

О том, когда появилось понятие «дизайн интерьеров», о том, как устроены лондонские дома внутри, как менялись привычки лондонцев с течением времени, а также о мебели, обоях, тканях и посуде, характерных для обстановки домов лондонцев среднего класса, рассказывает потрясающий лондонский музей Джеффри. Для вас на основании музейного гида я подготовила обстоятельный пост, который нужно прочитать каждому, кого занимает декорирование и обустройство дома.

Музей Джеффри занимает здание бывшей богадельни и исследует то, как менялось устройство и обстановка домов, а также стиль жизни лондонского среднего класса . В музее, вход в который бесплатный, воссоздано несколько гостиных разных веков, демонстрирующих разные стили, и рассказано о том, как менялись вкусы и привычки людей, живших в Лондоне в 17-20 веках.

Гостиная (hall) в 1630 году. Гостиная считалась главным пространством в доме, где проводили время члены семьи, а также персонал, обслуживающий семью и расположенный на первом (ground floor) этаже семейный бизнес, например, магазин или мастерскую. Это место для приема пищи и встречи гостей. Гостиная — место общественное, в то время как другие комнаты, например, спальни, считались уже более личной территорией. Ну, с 1630 года мало что поменялось, правда?

Традиционный для этого периода тип отделки стен представляет собой дубовые панели, из дуба же выполнена мебель. Разница в оттенках продиктована тем, что мебель — это оригинал 17 века, а панели — современная копия. На полу — что-то типа большой циновки, которую принято было сбрызгивать водой для того, чтобы не давать пыли подниматься. Для ароматизации покрытия использовали ароматные травы. Камин для готовки, конечно, не использовали (пищу готовили на кухне в задней части дома); перед ним — кресло, которое занимал глава семьи или почетный гость дома. Стол раскладной. Обратите внимание на то, как необычно убираются под него табуреты.

Интересно, что устройство или, вернее, расположение бизнеса (магазина, мастерской, бюро), где проводил большую часть времени глава семьи, сильно влияло и на лондонскую архитектуру, и на распорядок дня. Если в 17 веке хозяин дома держал лавку или мастерскую на первом этаже дома, в котором жил, и имел возможность обедать (обед был главным приемом пищи) вместе со всей семьей в 12 часов, то позже, когда бизнес-помещения стали отделены от жилых домов, главным приемом пищи стал не обед, а ужин около 18-19 часов, то есть в то время, когда хозяин дома уже вернулся с работы.

Большая часть Лондона была разрушена в пожаре 1666 года, за которым последовал период активного строительства и восстановления британской столицы. Дома теперь предписано было строить не деревянными, а каменными, 3-4 этажными. Как правило они имели 2 комнаты на каждом этаже; первый этаж по-прежнему был коммерческим. Самой большой комнатой в доме оставалась гостиная-столовая (dining room/parlour), которая имела окна на улицу. В Музее Джеффри скопирована комната в одном из домов, построенном в 1686 году в лондонском Сохо . Панели, которыми отделаны стены, сделаны уже не из дуба, а из более дешевой сосны (и очень напоминают отделку стен в моей квартире, да), окрашены краской естественного светло-серого цвета, камин отделан мрамором. Дома топятся в то время не деревом, а углем. Если раньше окна были распашными, то теперь они стали подъемными. Ковры могли позволить себе не все; зачастую полы, сделанные из сосны, оставляли открытыми.

Этот тип гостиной отличается большей приватностью, чем была характерна для комнаты на предыдущей фотографии. Мебель стала легче, самым престижным материалом для нее стал орех, более дешевым был бук, который часто покрывали черным лаком для имитации традиционного для Китая и Японии стиля. Комната наполнена вещами, призванными демонстрировать статус семьи, например, здесь есть часы, зеркала, чего не было в обиходе среднего класса еще несколько десятилетий назад.

На фотографии выше — гостиная в лондонском доме в 1745 году. Мало что изменилось по сравнению с концом 17 века. Стеновые панели по-прежнему сделаны из сосны и покрыты светлой краской, пол не закрыт ковром, камин отделан мрамором. Комната по-прежнему использовалась как гостиная и столовая для семьи и ее гостей, обычная обстановка обязательно включала в себя раскладной стол с комплектом стульев. На этой фотографии интересен столик, предназначенный для шитья или подачи чая: он имеет основание-трипод и поворотную столешницу, что позволяло хранить его компактно у стены.

В моду вошли горячие напитки (чай, кофе, горячий шоколад), что потребовало появления соответствующей посуды. Фарфор импортировался из Китая и оставался дорогим, более дешевое производство было налажено в Европе и Великобритании только к концу века.

Комната на фотографии выше относится к 1790 году . Выбор текстиля, предметов обстановки стал шире, цены — ниже, стали популярны обои, обставлять дома по последней моде стало проще. В отделке стен стало принято использовать сочетание обоев в верхней части и панелей в нижней. Панели и окна стало принято красить белым, что явилось отголоском моды на опрятные, изящные и респектабельные одновременно (neat) интерьеры.

В убранстве комнаты появились ковры — их делали в уже не в Китае и Турции, а в Англии и Шотландии, а потому этот предмет интерьера стал более доступным.

Зеленое суконное покрытие стола говорит о том, что использовали его также для игры в карты. Стулья — дизайна Томаса Чиппендейла (1762 года), крупнейшего мастера английского мебельного искусства, чья фамилия стала нарицательной. Материал — красное дерево, обивка сделана из конского волоса, который ценили в то время за прочность.

На фотографии выше лучше виден рисунок обоев (это современная копия с образца 1780-х годов). Бюро, на котором стоят цветы, использовалось для написания писем и ведения домашней бухгалтерии, причем запиралось на ключ — наличие в доме слуг заставляло особо заботиться о сохранности ценных вещей.

К 1830 году гостиная (drawing room) и столовая разделились и гостиная стала комнатой, где отдыхают после обеда или ужина. В течение дня она использовалась преимущественно хозяйкой дома и ее гостями, члены семьи собирались здесь для чтения, рисования, игр или игры на музыкальных инструментах. Перед ужином здесь собирались гости, сюда же возвращались после ужина, причем первыми в гостиной располагались женщины, а мужчины присоединялись к ним уже после того, как были выкурены сигары и выпит портвейн.

Комната на фотографии скопирована с гостиной в Клэпхеме, на юге Лондона, которая располагалась на втором этаже, имела окна от пола до потолка, выходящие на улицу, и небольшой балкон с коваными перилами. Именно большое окно, богато украшенное и драпированное, стало вместо камина фокальной точкой гостиной. Панели практически вышли из моды, ковры стали не просто квадратными и расположенными по центру комнаты, а большими, подогнанными точно по размеру помещения, что говорит о том, что их производство стало еще дешевле. Стало модным сочетать, координировать разные предметы декора и обстановки между собой. Термин декорирование интерьера стал популярным именно в это время, бум интерьерных публикаций пришелся также на начало 19 века. Гостиная в это время чаще всего имела круглый стол в центре, несколько небольших столиков, предназначенных для письма, шитья или рисования.

На этой фотографии также интересны защитные вышитые экраны у камина, регулируемые по высоте. Очертания мебели остаются классическими, с многочисленными отсылками к античным формам — видите меандр на спинке кресла? Общее оформление комнаты очень декоративно, обращает на себя внимание обилие орнаментов и картин, более удобные диваны и кресла, богатство текстиля.

На фото выше — гостиная в 1870 году , в викторианскую эпоху. К этому времени бизнес-помещения окончательно отделились от жилых, хозяин дома стал ездить на работу в другую часть города, жилые дома стали все чаще располагаться в пригородах. Слуги стали проводить время в специальных помещениях, отдельные комнаты были выделены для детей и их нянь, так что гостиная в течение дня считалась женской территорией. В целом, комнат в доме стало больше и каждая из них получила отдельную функцию.

Гостиная в это время стала располагаться на первом этаже, а сами дома — строиться в более тихих зонах города. Типичным стали bay windows — мы бы назвали их эркерными. Посмотрите на фото ниже, чтобы понять, о чем речь.

Викторианские гостиные стали более уютными, еще более декоративными, с обилием орнаментов и текстур. Развитие производства привело к тому, что предметы декора стали еще более доступными, а выбор — еще шире. Появились в обиходе и предметы интерьера, копирующие стиль предыдущих эпох. С развитием почты популярность приобрели столы для написания писем, письменные приборы. Цвета обивки и штор превратились в более яркие с развитием технологий. Именно на это время пришелся расцвет таких марок обоев как Cole&Son или William Morris, популярных до сих пор.

Свечи ушли в прошлое, на смену им пришли масляные лампы, акцент с окна сместился снова на камин как символ домашнего уюта. У слуг стало больше уборки — горящее мало оставляло налет на мебели и стенах. В семье как правило были повар и домработница, хотя общее количество персонала сильно зависело от размера и положения семьи.

К 1910 году (фото вверху) огромное значение для формирования облика типичной лондонской гостиной начали иметь принципы движения искусств и ремёсел , опиравшегося в свою очередь на идеи прерафаэлизма. По сравнению с викторианскими интерьерами, интерьеры начала двадцатого века выглядят проще с точки зрения орнаментов и фактур, цвета превратились в более размытые, количество мебели уменьшилось. Основным декоративным приемом стало сочетание оклеенных обоями стен и оформленных белым плинтусов и дверей. Ковры, занимающие всю комнату, были вытеснены изделиями меньшего размера, которые можно было легко снять и почистить. Шторы также приобрели более простые и лаконичные формы.

Люди начала 20 века с удовольствием собирали предметы старины; на рынке появилось еще больше предметов, повторяющих стиль различных эпох.

В домах по-прежнему работали слуги, управление которыми осуществляла хозяйка дома. Женщины в большинстве своем не работали вне дома, занимаясь домашними делами, детьми, часто при помощи няни. Дому уделялось большое внимание как возможности подтвердить свой статус и упрочить положение в обществе, а потому по-прежнему были популярны домашние ужины и приемы.

В это же время в домах появилось электричество и холодная и горячая вода.

К 1935 году (фото выше) большое распространение получили квартиры, проживание в которых было адекватным выбором для женатой пары, еще не имеющей детей. Квартиры были небольшими, а потому гостиная совмещала несколько функций — точь-в-точь как в наших современных домах. Скромность площади компенсировалась комфортом, недоступным прежде. Электричество, телефоны, постоянная подача горячей воды, центральное отопление стали обычными и привычными в зданиях того времени, на первом этаже зачастую имевших магазин, ресторан, парикмахерскую или плавательный бассейн.

Комнаты приобрели более вытянутые формы, мебель и потолки превратились в более низкие. Линии мебели стали проще и современнее, гораздо меньше использовались декоративные орнаменты, деревянные окна сменились металлическими, которые давали квартире больше света. Камины, хоть и не служили больше целям отопления, оставались все еще популярными. Отдельных помещений для слуг в квартирах, конечно же, не было, но почти каждая семья имела приходящую ежедневно домработницу или уборщицу. Вечерний досуг включал уже не игру на фортепиано, а прослушивание радио или граммофонных записей. Ужины сменились коктейльными вечеринками в том числе и по причине нехватки места.

В целом, квартиры были более дорогими, чем дома в пригороде, но не требовали таких усилий по поддержанию в порядке и, что важно, соответствовали современному темпу и стилю жизни.

Таунхаусы, построенные в 1950-х , были чаще всего выдержаны в модернистском ключе, имели 2 или 3 этажа, общий для нескольких зданий или иногда частный сад, гараж. Стала популярной открытая планировка, создающая впечатление простора, невозможная раньше — открытое помещение ведь гораздо труднее отапливать.

Слуг и помощников по дому почти не стало, домашнюю работу начали выполнять взрослые члены семьи, а потому удобная планировка вышла на первый план. Поведение и ведение дома приобрели более неформальный характер, комнаты перестали иметь строго заданное назначение, к тому же, их число уменьшилось.

Белые стены, двери и потолки, паркетный пол, ковер в центре — такой мы видим гостиную этого периода на фотографии вверху. Скандинавская мебель или же произведенная в Британии мебель похожего стиля стала популярной за счет своих чистых и строгих линий. Стало меньше безделушек на открытых поверхностях, ведь убираться людям того времени приходилось самостоятельно. Вошли в моду домашние растения, ассоциировавшиеся со здоровой атмосферой и чистым воздухом.

В 1950-х появились телевизоры и окончательно заняли место фокальной точки в гостиной. С появлением телевизоров связано распространение низких кофейных столиков, не закрывавших обзор.

На 70-80 годы пришлось превращение многих фабричных помещений в Лондоне в жилые, что дало толчок развитию стиля лофт.

Дизайн этой квартиры-лофта 1998 года вполне узнаваем. Сочетание желтого и синего, очень модное в тот период, появление барной стойки, стеллажи для техники, использование металла и стекла — мы с этим стилем хорошо знакомы. Микс современной мебели и предметов дизайна середины 20 века, объединение кухни, гостиной и столовой — лично я узнаю в этом описании свою собственную квартиру. Именно такой подход к планировке, первоначально появившийся именно в лофтах, стал обычным и для квартир, расположенных в многоквартирных домах, и для таунхаусов.

Использование фактур и цветов стало более умеренным, минималистичным, как элементы декора в таких квартирах стали восприниматься архитектурные особенности здания — колонны, балки. Расцвет этого стиля пришелся в Британии на 90-е годы, мы же, похоже, переживаем его последние несколько лет.

Музей произвел на меня неизгладимое впечатление — я давно очарована лондонскими домами, с удовольствием читаю книги о повседневной жизни лондонцев разных эпох, не отклоняю приглашения в гости, дающие возможность посмотреть, как живут сейчас жители британской столицы. Если вы как и я интересуетесь дизайном и декором интерьера, вы ни в коем случае не можете пропустить

Быт России в XVII веке

От того периода до нас дошли соборы Киева Новгорода, Смоленска, Чернигова. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта.

Развлечения в Лондоне 17 века

В районах Кенсингтон и Хэмптон можно было полюбоваться разбитыми в строгом голландском стиле садами Вильгельма и Марии с их живыми изгородями, клумбами, скульптурами и фонтанами. Восхищала и привлекала лондонцев и гостей города река Темза, которая являлась важной транспортной магистралью, пестрящей многочисленными красными и зелеными лодками. Сезар де Соссюр был не первым и не последним иностранцем, влюбившимся в этот вид. По ней снуют всевозможные лодки и суда, которых в Лондоне не менее 15 тысяч. Их используют в качестве пассажирского и грузового транспорта. Кроме того, встречаются так называемые барки и галеры - окрашенные и золоченые. Как обворожительна Темза в тихий летний вечер, однако здесь можно услышать неожиданные речи. Дело в том, что, по традиции, на воде можно дать волю словам, выкрикивая все, что угодно, пусть даже и самому королю. Речной транспорт имел для города жизненно важное значение, так как, во-первых, улицы его были перегружены наземным транспортом; во-вторых, тряску, испытываемую пассажирами экипажей, мог вынести далеко не каждый. Правда, был еще один вариант передвижения - ходьба пешком. Но прогулка, однако, осложнялась тем, что тротуары имелись лишь на главных улицах. Существовали и свои правила поведения на улице: следовало уступить другим дорожку возле домов, а самому держаться ближе к дороге. Строительные работы, ведущиеся повсюду, не способствовали чистоте столицы. Лондонский мост все еще оставался единственным на Темзе. Хотя, по замечанию фон Уффенбаха, он меньше всего был похож на мост в привычном понимании, так как по обеим его сторонам располагались большие красивые здания с магазинами на нижних этажах. И только где-то ближе к середине был незастроенный отрезок футов 8 длиной, с которого через железную ограду можно было полюбоваться рекой. Зажатая между опорами моста вода казалась бурлящей, ревущей бездной. В погожие дни лондонцы могли за 2-4 пенса пересечь Темзу, чтобы попасть в Фоксхолл. Пеппс проделал этот путь вместе со своей семьей. Фон Уффенбах специально побывал в Ламбете, чтобы посмотреть на целебные источники. Вдоль Темзы мы направились в Фоксхолл, дабы насладиться несравненной красотой Олд-Спринг-Гар- денз, который и назван так, потому что он особенно хорош весной, когда туда слетается бессчетное число птиц. Они вьют там гнезда и развлекают людей своим пением. В саду можно пройтись по многочисленным тенистым аллеям и при желании выпить стакан дрянного вина в одной из зеленых беседок. Жители столицы толпами стекались за целебной жидкостью в Хампстед. Их вело то ли желание непременно излечиться от своих болезней, то ли любопытство - хотелось испробовать, что же такое чистая вода ведь в Лондоне питьевая вода была сильно загрязнена.

К тому времени в 70-80-тысячный Лондон прибыли в общей сумме около 12 тысяч бедняков со всей страны, одни из которых просили милостыню только пока искали работу, а другие были грабителями и мошенниками, что население сильно беспокоило. Одним из преимуществ работы палача была возможность снимать с казненных людей одежду и весьма выгодно ее продавать. Описание слайда: Личная и общественная гигиена Признаком роскоши считалась особая ванная комната. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи. Крестовские водонапорные башни в Москве. Описание слайда: Полоне́з польск. Когда религиозная часть церемонии заканчивалась и пастырь, подняв бокал за новоявленную мать, уходил со сладостями для жены или детей, вся компания садилась за праздничный стол. Быт и обычаи XIX. В центральной части появлялись административные и деловые центры. Здесь появились представительства иностранных государств, и государственные учреждения. Ее культура формировалась под воздействием мировоззрения и художественных идеалов итальянского Возрождения. Жители столицы толпами стекались за целебной жидкостью в Хампстед.

Из дневника швейцарского гуманиста Томаса Платтера, побывавшего в Лондоне в 1599 году:

«Здесь есть великое множество гостиниц, таверн и пивных на открытом воздухе, где можно хорошо развлекаться едой, выпивкой, игрой на скрипке и прочим. Например, на наш постоялый дворе почти каждый день приходили музыканты. Что особенно любопытно, женщины так же как и мужчины, на самом деле даже чаще, чем мужчины, посещают таверны и пивные для развлечения. Им очень приятно, если их приглашают туда и предлагают выпить вина с сахаром; и даже если только одна женщина приглашена, она приведёт с собой ещё трёх или четырёх подруг, и они будут весело пить за здоровье друг друга. Муж потом поблагодарит того, что доставил его жене такое удовольствие, поскольку они считают это истинной любезностью… Англия это рай для женщин и тюрьма для слуг».

«В пивных также можно получить за деньги табак или чистец, и порошок зажигают в маленькой трубке, затягивают ртом дым, позволяя слюне стекать, после чего следует хорошая порция испанского вина. Они считают это необычным способом лечения насморка, равно как и просто наслаждением. Эта привычка так распространена среди них, что они всегда носят с собой необходимый инструмент, и зажигают его при любой возможности, во время игры, в тавернах или в другом месте, одновременно и выпивая, и куря, так же как у нас принято сидеть за вином, отчего становятся буйными и весёлыми, а также вялыми, как если бы были пьяны, хотя эффект скоро проходит - и они используют это чрезмерно из-за удовольствия, которое получают, так что проповедники ругают их саморазрушение. Мне говорили, что вены такого человека после его смерти изнутри покрыты сажей, как дымоход. Это растение ввозят из Индий в больших количествах, и некоторые сорта сильнее других, что можно немедленно попробовать, и они делают это со странными ужимками».

«Лондон не только полон до краёв любопытными вещами, но и населён так, что нельзя просто идти по улицам из-за толпы. Особенно раз в квартал, когда в Лондоне заседают суды, и сюда собираются со всей Англии, чтобы судиться по многочисленным вопросам, возникшим со времени прошлой сессии, и всё откладывается до этого времени. Также, там много убийств и повешений, и из всех тюрем (которых премного по всему городу, и из их окон заключённые просят милостыню у прохожих, так что иногда собирают своим попрошайничеством достаточно, чтобы купить себе свободу) заключённых приводят и судят. Когда суд окончен, приговорённых к верёвке сажают на повозку, каждого с петлёй на шее, и палач везёт их из города к месту с виселицами, называемому Тайбёрн, почти в часе езды от города. Там он затягивает петли всем по очереди и отводит повозку от виселиц, которые не слишком высоки. Тогда подходят их друзья и тянут их вниз за ноги, чтобы они умерли поскорее. Потом их снимают с виселиц и хоронят на соседнем кладбище, где стоит дом, посещаемый такими призраками и монстрами, что никто не может жить там, и я сам видел это. Редко бывает такой день судебных заседаний в Лондоне, в любой из четырёх раз в году, когда бы не было повешено двадцать или тридцать людей, и мужчин и женщин».

«Поскольку город очень большой, открытый и населённый, стража ходит по улицам каждую ночь, чтобы наказывать преступников. Хороший порядок в городе заведён и в отношении проституции, для чего создаются специальные комиссии, и когда они рассматривают дело, то наказывают мужчину заключением и штрафом. Женщин же отправляют в Брайдуэл, королевский дворец у реки, где палач бичует их обнажённых на глазах у толпы. И хотя за ними строго следят, огромные тучи таких женщин наводняют городские таверны и игорные дома». [Этот дворец был построен при Генрихе VIII и предназначался для размещения иностранных послов и монархов. В 1550 году дворец отдали на нужды бедных. К тому времени в 70-80-тысячный Лондон прибыли в общей сумме около 12 тысяч бедняков со всей страны, одни из которых просили милостыню только пока искали работу, а другие были грабителями и мошенниками, что население сильно беспокоило. В результате Брайдуэл вскоре стал не убежищем, а первым в Англии исправительным домом, в соответствии с идеей правительства, что сочетание работы и наказаний могут перевоспитать лодырей, пьяниц и мелких преступников. Обитатели его занимались прочёсыванием шерсти и прядением, в качестве наказания полагалась чистка канализации или работа на мельнице а ля «белка в колесе». Были и специальные мельницы, приспособленные для калек, чтобы каждый мог зарабатывать свой кусок хлеба. Место получило большую известность и в итоге стало обязательной к посещению галочкой для гостей столицы. Желающие посмотреть на работяг и на порку проституток стало так много, что пришлось даже построить галереи с балюстрадами, чтобы вместить зрителей.]

Экскурсия по Лондону по теме «Лондон XVII в. – самый большой европейский город»

Самым красивым городом Европы в 1700 г. был Лондон. Особое своеобразие и очарование ему придавали силуэты храмов, воздвигнутых архитектором Кристофером Реном. Среди церковных зданий выделялся собор Святого Павла, строительство которого в то время еще не было завершено. Оставалось возвести купол. Окончание работ затягивалось, и в народе в шутку стали говорить о медлительных людях: "Спешит, как строитель с ведром раствора на купол собора Святого Павла".

Главной водной артерией Великобритании, ее самой оживленной магистралью была река Темза, усеянная тысячами точек прогулочных, пассажирских и торговых судов.

Единственный Лондонский мост связывал северный и южный берега Темзы. Ниже по реке находился порт, в котором постоянно разгружались корабли, прибывшие со всех уголков земли с заморскими товарами.

Милые маленькие деревушки, расположенные в нескольких милях от центра города, Хампстед и Хайгет, были ярким контрастом с процветающей столицей. В эпоху, о которой идет речь, Лондон играл такую значительную роль в жизни королевства, как никогда ни ранее, ни позже. Здесь проживало не менее 530 тыс. человек, что составляло девятую часть населения всего государства, в то время как во втором по величине городе, Норидже, - лишь 30 тыс. жителей. Лондон как магнит притягивал людей разных сословий. Сюда стекались представители аристократии и дворянства, стремясь, чтобы их заметили при дворе. Они заседали в парламенте, улаживали свои дела в суде, развлекались, искали выгодные партии для своих детей, делали покупки... Лондон был настоящим раем для покупателей, он представлял собой огромный торговый центр, который мог удовлетворить любые запросы.

Для издателей газет рынком сбыта стали кофейни города, где посетители часы напролет проводили в дискуссиях и обсуждениях опубликованных материалов. Лондон был центром издательской деятельности, театральной и музыкальной жизни страны. Гости столицы знакомились здесь с новомодными течениями в искусстве и распространяли мнение о них по всему королевству.

Но этот огромный город не мог обеспечить себя людскими ресурсами. Смертность здесь возросла по сравнению с предыдущим столетием. В Лондоне теперь чаще хоронили, чем крестили. Каждый третий младенец умирал, не дожив до двух лет. И лишь только половина остальных детей доживала до пятнадцати лет. Взрослые же люди, становившиеся уже кормильцами больших семейств, очень часто уходили из жизни в 30-40 лет.

Вдоль улиц столицы тянулись сточные канавы; питьевая вода была загрязнена; зловоние помоек распространялось по всей округе; захоронения на переполненных кладбищах проходили бесконтрольно; жилища горожан не имели ни водопровода, ни канализации. Одним словом, в то время в Лондоне не существовало ни малейшего понятия об общественной гигиене. Дышать было нечем: атмосферу загрязнял дым тысячи мелких пожаров, вредивших как людям, так и природе. Широко распространен был туберкулез, и эпидемии оспы жестоко косили жителей густонаселенного города. Лекарства в то время были малоэффективны, и поэтому даже незначительное телесное повреждение человека могло повлечь за собой опасное заболевание, чреватое смертельным исходом. И это неудивительно, так как коренные лондонцы отличались слабым здоровьем и страдали, как правило, целым рядом хронических заболеваний. Поэтому столица нуждалась в постоянном притоке мигрантов. Ежегодно в Лондон прибывало на жительство примерно 8 тыс. молодых людей из всех частей королевства, их привлекали заработки, которые были на 30 процентов выше средних по стране.

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал