Сочинение на тему: "Природа и Родина в лирике Есенина". Тема Родины и природы в лирике С

26.03.2024

Одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина - тема Родины, поэтому произведения этого поэта неразрывно связаны, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Свою родную деревню Константиново поэт покинул совсем еще молодым, потом жил в Москве, в Петербурге и даже за границей. Но именно разлука с любимой Родиной придавала его стихам особую, отличающую от других, теплоту воспоминаний о ней. Признания в любви к России звучат еще в ранних стихах С. Есенина.

Чудесный, прекрасный, неповторимый мир - поэзия Есенина! Мир близкий и понятный всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, поднявшийся к вершинам своего мастерства из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать окружающее всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту неброской русской природы, воспетую в своих стихах. С первых дней жизни поэта окружал мир народных песен и сказаний.

Достаточно вспомнить одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь, моя родная…". Это - ключевое стихотворение поэта, из которого потом родятся многие другие его стихи, наполненные нежностью и огромной любовью к Родине. Вместе с тем в ранних стихах Есенина, которые писались на фоне мировой войны, много тоски и печали. Поэт воспринимал войну как великое бедствие. Гибли люди, горели города и села, рушились нравственные устои:

И друг любимый на меня

Наточит нож за голенище.

Талант Есенина утверждался как талант крестьянский и русский. Родина в его стихах выступает мерилом всему. Есенин признавал своими учителями Кольцова и Клюева. Позднее к ним добавились имена Блока и Брюсова, у которых рязанский поэт, по его же собственному признанию, учился лиризму.

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения - Первая мировая война, революция, снова война - теперь уже гражданская. 1917 год поэт встретил с надеждой на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В его творчестве появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - здесь и надежда, и тревога за судьбу родного края, и философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении "Сорокоуст".

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности "тоску бесконечных равнин", но теперь, однако, его уже не радует "тележная песня колес":

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Есенин глубоко понимал природу, проникал в сокровенные ее тайны. В его стихи входили практические знания. Известно, например, что, готовя сад к зиме, человек обильно поливает землю вокруг деревьев, чтобы впоследствии предохранить ледяным панцирем корни от вымерзания. И вот в стихотворении "Весна" мы читаем о клене:

И выйдет девушка к тебе,

Водой окатит из колодца,

Чтобы в суровом октябре

Ты мог с метелями бороться.

С темой Родины и природы у С. Есенина тесно связано понимание им его поэтической миссии, его позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из важных для понимания этой темы в творчестве поэта стало стихотворение "Спит ковыль. Равнина дорогая…"

С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом. О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни - он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней - смысл всей его жизни:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!..

Есенин с поразительным мастерством раскрывает перед нами картины родной природы. Необыкновенно богатая палитра красок, такие точные, порой неожиданные сравнения, такое чувство единения с природой! А. Толстой писал о том, что в его поэзии слышится "певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы". У Есенина все многоцветно и многокрасочно. Он жадно всматривается и впитывает в себя весною картины обновляющегося мира и чувствует себя частицей его. Подолгу засматривается на переливающиеся краски утренней и вечерней зари, с трепетом появления восходящего солнца, любуется грозовым небом, покрытым черными тучами, на старые леса, красующиеся цветами и зеленью, на поля, желтеющие у горизонта.

Это была яркая индивидуальная личность. По высказыванию Р. Рождественского, Есенин обладал "тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом "обаяние"… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов".

У чудодейственного костра поэзии Есенина согревали свои души столько людей, столько людей наслаждалось звуками его лиры. И зачастую они невнимательно относились к Есенину-человеку, что, скорее всего, и погубило его. Потрясенный трагическим известием, М. Горький писал: "Мы потеряли великого русского поэта…"

Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина

Цель: выявить особенности раскрытия темы Родины и природы в лирике Есенина, особенности поэтического мира автора; развивать навыки исследовательской работы в микрогруппах, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, развивать навыки выразительного чтения и чтения наизусть; воспитывать любовь к русской поэзии, чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, словарные карточки (имажинизм. Новокрестьянская поэзия, метафора, олицетворение, эпитет, анафора, аллитерация, ассонанс), книжная выставка, портрет поэта.

Ход урока

    Организационное начало.

    Приветствие.

    Психологический настрой.

Прослушивание музыкальной композиции на слова Есенина.

    Работа по теме урока.

    Вводное слово преподавателя.

Серебряный век русской литературы – удивительное время, когда на литературном небосклоне зажглись удивительные звезды. Кроме символистов, акмеистов и футуристов ярко о себе заявило течение новокрестьянская поэзия. Русская новокрестьянская поэзия 10-30-х годов 20 века вела наследную нить от Кольцова, Никитина, Сурикова. Смешиваясь с народной песней, сказкой былиной, библейской символикой, традициями Пушкина и Некрасова, она создала неподражаемые поэтические шедевры. Устами Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина говорила крестьянская Россия. Но, пожалуй, самым талантливым представителем новокрестьянской поэзии был Сергей Александрович Есенин. О нем Петр Орешин написал в 1926 году:

Дождичек осенний

Окропил наш сад.

Песенник Есенин,

Синеглазый брат.

Вековая просинь,

Наша сторона…

Если Пушкин – осень,

Ты у нас – весна!

    Определение темы, постановка цели урока.

Сегодня мы продолжаем погружаться в творческий мир С. Есенина. На прошлом уроке мы познакомились с биографией поэта. Давайте попробуем определить тему нашего урока. Вы будете работать в школе, какую тему вы предложите детям после того, как познакомите их с биографией автора?

Сегодня мы познакомимся с лирикой поэта, поговорим о ведущей теме лирики поэта – теме Родины и природы – ее художественном своеобразии. Так как с лирикой Есенина, мы все знакомимся впервые в раннем детстве и продолжаем открывать для себя все новые стихотворения поэта на протяжении всей жизни, предлагаю подойти особенно серьезно к анализу художественного мира поэта. В связи с этим мы разделили группу на микрогруппы, каждая из которых на уроке отчитается по той работе, которую она проделала. Давайте посмотрим на эти микрогруппы: биографы и историки, литературоведы и литературные критики, искусствоведы.

    Работа с портретами поэта.

Во многих наших домах есть портреты С. Есенина, на которых изображен златокудрых юноша с бездонными синими глазами, нежным овалом лица и задумчивым взором. Настоящий мифический Лель, прекрасный пастух-певец, сын богини любви Лады:

Я - пастух; мои хоромы -

В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы

На кивливом языке.

Духовитые дубровы

Кличут ветками к реке.

Позабыв людское горе,

Сплю на вырублях сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

    Работа с книжной выставкой.

На выставке книг представлены различные сборники стихотворений и прозы разных лет, сборники поэзии Серебряного века, куда входят и стихи Есенина. На книжной выставке также представлены детские книги, т.к. с творчеством Есенина начинают знакомиться очень рано.

    Актуализация ранее полученных знаний.

Когда вы будете работать в школе и давать уроке на практике, вы будете знакомить детей со стихами Есенина. Давайте назовем эти стихи. (Вспоминаем по несколько строчек из детских стихов Есенина).

    Сообщение студента «Истоки темы родины в творчестве Есенина».

С чего начинается Родина для каждого из нас? Конечно, с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос. Сергей Есенин в этом очень похож на всех нас. Для него Родина началась с его родного села Констанстиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клена, который рос под окнами, с родных берез. Тема России тесно связана с темой родной природы. «О чем бы я ни говорил, ни писал, о чем бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами… Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорил о себе Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. Но образ Родины у Есенина не застывший, статичный, а изменяющийся, развивающийся.

Условно эволюцию темы Родины у Есенина можно разделить на 3 этапа:

1 – 1914 – 1917 – ранние стихи

2 – 1918 – 1923 – после революции

3 – 1924 – 1925 – последние годы.

7. Чтение и анализ стихотворения «Там, где капустные грядки» (1910)

Когда было написано стихотворение? О чем говорит эта дата?

Какую картину природы рисует Есенин? Что за время года, время суток?

Какие художественные средства вы заметили в стихотворении?

В чем особенности есенинского словообразования?

Какие цвета вы видите в стихотворении? В чем символика этих цветов?

Определите тему и идею стихотворения?

В ранних стихотворениях использует яркие метафоры, обычные эпитеты. Это еще только начальный, ученический период творчества Есенина. Но с 1914 года есенинский поэтический мир меняется, поэт вводит в него библейские образы.

8. Словарная работа.

Метафора – перенос признака с предмета на предмет на основе их ассоциативной связи, сходства. Выделяют 3 основных вида метафор:

олицетворение – перенос признака живого лица на неживой предмет («Как белое платье пело в луче… (А.Блок),

овеществление – перенос признака неживого предмета на живое лицо – «Голосов людских обделываем дубы…» (В. Маяковский)

отвлечение – перенос признака конкретного явления (лица или предмета) на явление абстрактное, отвлеченное – «Тогда смиряется в душе моей тревога…» (М. Лермонтов).

Эпитет – образное определение.

Оксюморон – сочетание слов с противоположным значением.

Аллитерация – звукопись, повторение одинаковых или однородных согласных звуков, придающее стихотворению особую звуковую выразительность.

Анафора – единоначалие, повторение одинаковых слов или групп слов в начале строк.

    1. Чтение наизусть стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»

      Анализ стихотворения

В каком году вышло это стихотворение? Что можно сказать о истории его создания?

Стихотворение написано в 1914 и относится к ранним стихам, вошедшим в первый сборник «Радуница».

– Давайте определим тему стихотворения.

Давайте обратимся к первой строчке стихотворения. Как называет свою родину Есенин? Почему именно «Русь», разве так называлась страна в 1914? Дайте историческую справку.

Стихотворение написано в 1914 году, когда страна называлась Российская империя, с 1917 года – Российская Республика, с 1918 – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, с 1922 – Союз Советских Социалистических Республик. Русью страна называлась в 12-16 веках. Русь для Есенина – нечто святое, страна богомольцев, церковных праздников, веры. Есенин хотел подчеркнуть нерасторжимую связь времен, единство человека и природа во все времена.

Давайте найдем библейские образы. (Хаты-образа, кроткий Спас, рать святая, рай; лирический герой сравнивается с богомольцем).

В 1914 году Есенин пишет ряд стихов, в которых Бог, деревенский пейзаж и родина сливались воедино, природа виделась поэту божественным храмом, «Голубая Русь» казалась ему более любимым местом, чем рай:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

С самого начала Русь у Есенина предстает как нечто святое. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

– Какие средства художественной изобразительности вы нашли?

Олицетворение: «синь сосет глаза».

Метафорические сравнения: «хаты – в ризах образа»; девичий смех звенит, как сережки.

Эпитет: «кроткий Спас», «веселый пляс», «мятая стежка», «рать святая»

Оксюморон: «звонно чахнут тополя». Почему Есенин употребил слово «звонно», а не «звонко». Поэт нашел звуковой образ, который использовал в своем творчестве: звон.

Сравним с другим стихотворением 1914 года:

Край родной! Поля как святцы,

Рощи в венчиках иконных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Аллитерация: «синь сосет глаза» – аллитерация на свистящие рождает выразительный звукописный образ слепящий до слез, разъедающей до боли глаза сини бескрайних русских просторов.

Какие звуки слышны в стихотворении?

Какие цвета – основные в этом стихотворении?

Определите размер стихотворения. (4-х стопный хорей)

Как раскрывается тема природы в ранней лирике Есенина:

идиллическое изображение деревенской России,

наличие пейзажных зарисовок,

православные образы,

близость к фольклору,

метафоричность и образность языка.

    1. Информационный проект «Цветопись Есенина».

В лирике Есенина встречается цветопись. Использование цвета у поэта не случайно. Ваша одногруппница подготовила информационный проект «Символика цвета в поэзии С.А. Есенина».

Целью моей работы было выявить символику цвета в поэзии С.А. Есенина. Для этого я познакомилась со стихотворениями поэта, созданными на разных этапах творчества. Также я проанализировала произведение Есенина «Ключи Марии» и книгу исследователя творчества С. Есенина Аллы Марковой «Поэтический мир Есенина».

Сергей Есенин обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии. «Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи». Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны.

Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой . В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива», «жёлтые долы», «жёлтая трава», «золотистые ветки».

В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть», «жёлтый тлен», «жёлтый скелет».

«Любимые цвета поэта – синий и голубой ». Они усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «синие горы», «синие затоны», «голубая Русь», «небеса уж голубые») создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон», «синее счастье», «вечером лунным, вечером синим», «синий плат небес», «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа.

«Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое». Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию ассоциировал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью».

Белый – более простой земной цвет. Главное его значение – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон», «белый храм», «белый ангел», «одежда празднично белая». Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность». Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо» («белое поле», «дорога белая», «белых яблонь дым», «белый путь», «роза белая», «метель белая», «белая хата». Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер», «зорька красная», «красные крылья заката», «красный костёр», «красные врата», «зарево красных зарниц», «капли красные сжигают города», «вечера красный подол». Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16.В стихах 1910–1916 годовчёрный не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные», «чёрные косы», «чёрная глухарка», «чёрное покрывало». В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть», «чёрная гибель», «чёрная судьба», «чёрный человек».

Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр», «приволь зелёных лех», «в траве зелёная вода», «зелёные пригорки», «полог зелёный», «трава зелёная», «зелёные ели.До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

С помощью слов, соответствующих краскам, Есенин сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые тончайшие движения души лирического героя. Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина в различные периоды жизни.

12. Чтение стихотворения «Я последний поэт деревни» (1920).

– Прежде чем начать анализ этого стихотворения давайте обратимся за исторической справкой. Какие события произошли после 1914 года в стране?

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – Первая Мировая война (1914 – 1918), Революция 1917 года, Гражданская война 1917 – 1922.

– Как Есенин воспринимал события революции?

Есенин встретил 1917 год с надеждой на обновление, на счастливый порот в крестьянской доле. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – это и надежды, и ожидание светлого и нового, но и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Изменяется и тональность стихов Есенина. Постепенно поэт разочаровался в своих ожиданиях лучшей жизни для деревни. В его душе поселяются печаль и сомнения. Раскол в стране беспокоит поэта. Себя он все чаще видит в «Рус уходящей».

13. Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни».

Каким настроением пропитано стихотворение?

Это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы и человека уходит.

Как в стихотворении соотносится деревянное и железное?

Приближается чуждый древнему «деревянному» миру «железный гость» и новые поэты, которые не будут воспевать «дощатый мост», зеленые березки. В уходящем мире все было от природы, от дерева.

14. Анализ параграфа учебника «Метафоризм Есенина» (о символике дерева).

Нужен ли поэт новому «железному миру»?

В новом «железном» мире поэту уже не петь. Поэтому поэт стоит за бедней «кадящих листвой берез».

Как вы понимаете слова «кадящие листвой березы»?

Березы «кадят», т.е. сбрасывают листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, символ осиротевшей, умирающей природы.

С какого слова начинается 2 четверостишие? Пчему?

2 четверостишие открывается глаголом «догорит». Этот глагол стоит в начале строфы, поэтому звучит особенно весомо.

Как вы понимаете слова «из телесного воска свеча»?

Свеча из «телесного воска», т.е. из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В 3 четверостишии говорится о причине гибели древнего деревянного мира. Кто же несет гибель старого мира?

«Железный гость» несет тройной смысл: машинная техника, противостоящий деревне город, новый механический мир, в котором главное – машина, а не человек.

Почему Есенин говорит о «железном госте», а не хозяине? Гость не работник, не хозяин, он чужд природе, т.к. рожден другим миром. У гостя «неживые, чужие ладони». При нем природа осиротеет.

Как перенесет природа наступление нового времени?

Ветер будет «панихидой справлять пляс». Это кощунственная пляска на дорогих герою могилах. Природа скорбит, как и поэт.

15. Чтение отрывка стихотворения «Сорокауст» (1920). Сравнительный анализ двух стихотворений.

Похожи ли два стихотворения «я последний поэт деревни» и «Сорокоуст»?

Найдите образы-символы в этом стихотворении.

У стихотворений одна тема – боль об уходящем старом мире, где человек жил в гармонии, в единстве с природой. Старый, милый Есенину мир деревни, символизирует «жеребенок», который наивен, как вся уходящая в прошлое жизни деревни. Образу «жеребенка» противостоит образ «паровоза», символизирующего бездушную цивилизацию, закованную в железо. В стихотворение также звучит мотив противостояния города и деревни.

Давайте сделаем вывод. Что остается и что меняется в образе Родины этого, послереволюционного, периода творчества Есенина?

– Остается деревенская Россия, образы родной природы.

– Меняется настроение, тональность, цвета, звуки, исчезает гармония.

16. Чтение наизусть стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» (1925).

17. Анализ стихотворения.

Когда было написано стихотворение. К какому периоду жизни и творчества относится это стихотворение?

Стихотворение датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли.

В какой строчке обобщен трудный исторический опыт поколения Есенина?

«Радуясь, свирепствуя и мучась…».

Какие традиционные поэтические образы представлены в стихотворении?

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя Есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу.

Какие красочные эпитеты присутствуют в стихотворении?

Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом/ Золотой бревенчатой избы». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотой лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью.

Как звучит финал стихотворения?

Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

Давайте проследим, как развивается тема родины в поэзии Есенина от ранних стихов до стихотворений позднего периода.

Тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

В стихотворении «Русь уходящая» Есенин писал:

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать.

Скольжу и падаю другою.

Вывод по стихотворению 3 периода творчества:

В центре внимания по-прежнему родная деревня – символ России.

Стихотворение проникнуто грустью.

Появляется автобиографичность и исповедельность.

III. Итог урока.

Общий итог. Как меняется образ Родины на разных этапах жизни и творчества Есенина:

На глазах Есенина менялась страна, сам поэт тоже менялся, менялось его восприятие жизни. Незыбемой осталась одна любовь к Родине.

Особенности поэтического стиля Есенина:

фольклорное начало лирики,

образность

уникальность цвето-световой палитры,

максимальная приближенность образа лирического героя к автору,

ощущение кровной связи лирического героя со всем живым в мире.

IV . Задание на дом.

Напишите сочинение на тему:

    Тема природы в лирике С.А. Есенина.

    «Деревня и город («живое и «железное») в поэзии Есенина.

    Тема Родины в творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни”, - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску...

“Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, -любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:

Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил. Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.

Родина для Есенина - это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. "Рязанские поля была моя страна", - вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных". Но уже и тогда родина видится ему не идиллическим "заоблачным раем". Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как "забоченившиеся избы", "тощие поля", "черная, потом пропахшая выть" и другие.

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли... Мы радугу тебе - дугой, Полярный круг - на сбрую. О, вывези наш шар земной На колею иную.

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения - война, революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам".

В автобиографии Есенин пишет: “В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”. Он принял революцию с неописуемым восторгом:

Да здравствует революция На земле и на небесах!

В поэзии Есенина появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране. Буйный революционный пафос сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле “Москва кабацкая”. Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли. Уж сколько лет не слышит поле Петушьи пенья, песий лай. Уж сколько лет наш тихий быт Утратил мирные глаголы. Как оспой, ямами копыт Изрыты пастбища и долы.

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет “страну родную в край из края”, тревога за будущее России. Мучительно встает перед ним вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:

Только мне, как псаломщику, петь Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина. Он вновь вспоминает знакомую ему с юности “тоску бесконечных равнин”, но теперь, однако, его уже не радует “тележная песня колес”:

Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.

Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:

Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.

Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта? С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни - он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней - смысл всей его жизни:

Я люблю родину, Я очень люблю родину!..

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, -- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”.

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, “кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею”, и с искренней болью писал “о днях, растраченных напрасно”:

Ведь я мог дать Не то, что дал, Что мне давалось ради шутки.

Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль". Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, свирепствуя и мучась" - трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу.

Особенно значим у поэта эпитет "золотой":

Все равно останусь я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА
Тема родины - одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого
поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него
Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал
совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей,
в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно
знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной
землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их
отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера
отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть,
почувствовать.
Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России.
Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя
родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое,
ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с
иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия,
система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией
земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина - это и
мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный,
"деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна:
"Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается
в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему
невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.
Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для
него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край,
родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные
критики определили как понятие "малой родины". С присущей
С.Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее
его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты,
Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи
поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство
неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную
хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается
неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:
"А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора".
С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и
даже трагическими событиями. На памяти его поколения - война,
революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для
России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с
надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.
Поэты круга С.Есенина того времени - это Н.Клюев, П.Орешин,
С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева - близкого
друга и поэтического наставника С.Есенина: "Мужицкая ныне земля,
/И церковь не наймит казенный". В есенинской поэзии в 1917 году
появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь/
Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень
сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и
нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья
на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и
человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее
гармонию - звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст". В нем
центральным становится обретающее глубоко символический смысл
состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы
воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском
"Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума,
технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена
нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно
переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык
с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене
заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько
поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют
агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С.Есенин
справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам".
Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не
нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание
слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего
призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и
маю, /Но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубоким
пафосом наполнено его признание:
"Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих
строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название -
Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в
"Ресефесере". С темой родины у С.Есенина связано понимание своей
поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни",
хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для
понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль":
"Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родана другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиньй
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть".
Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике
поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь,
свирепствуя и мучась" - трудный исторический опыт, который выпал на
долю есенинского поколения. Стихотворение построено на
традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа
и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и
журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в
котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет
луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой,
лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание
лирического героя есенинского стихотворения в приверженности
вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет
"золотой": "Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы".
Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но
обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но
непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою
лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:
золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей
ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей
красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение
не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал
стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте
поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее
признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина
развивается от безотчетной, почти по-детски естественной
привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания
трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Сочинения по литературе: Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к Родине. С. Есенин Есенин… Разве можно не знать этого имени? Нет, ведь он один их тех поэтов, которых мы знаем и любим чуть ли не с самого детства. Это художник русского вызывающего дарования, ярчайшая страстная натура, истинный сын своего противоречивого времени.

Вера и свет, в красоту жизни, в человека, одушевляющий гуманистический пафос – главное в творчестве Есенина. Еще Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего много – заслужено человеком». Милосердие, сочувствие и любовь ко всему живому, человечность, замеченные и подчеркнутые М. Горьким, ясно видны в стихах и поэмах всех периодов творческого пути Есенина. Они составляли суть, глубинную основу его поэзии. Тема родины – одна из главных тем в творчестве Есенина.

Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Резанщиной, где он провел свое детство и юность. Он воочию видел и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Для поэта родная деревня – это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село. Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

Мир Руси для молодого стихотворца – это и мир убогих, бедных крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна. Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса. Есенину было семнадцать лет, когда он перебрался в Москву, жил потом и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.

В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Природа в стихах юноши звенит голосами птиц, шепотом листьев, голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей. Это, конечно же, не было натуральным воспроизведением увиденного и услышанного – это были поэтические находки, поражавшие своей свежестью, самобытностью, скромным изяществом и затейливой простотой. Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Природу родного края Есенин ощущая в движении, он мог изобразить одно явление природы с помощью другого: Сыплет черемуха снегом Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Образы молодого поэта естественны.

Преображенный мир природы у Сергея Александровича наполнен цветом, звуком, движением. Травы, деревья, земля и небо зачастую одушевлены, наделены свойствами живого создания: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печалью пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Также в стихах Есенина немало своего рода сквозных образов, которые, обогащаясь и видоизменяясь, проходят через всю его поэзию. Это, конечно, прежде всего образы родной природы, которые так глубоко передавали его убеждения о коренной слитности человека с природой, неотделенности человека от всего живого. Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. Есенина влекла возможность создать строки, за внешней простотой стояло исключительно глубокое эмоционально-образное содержание. Поэтому береза – это и она сама, и олицетворившаяся в ней вся русская природа, и женщина, возлюбленная, и сама родина.

В стихах Сергея Александровича Есенина каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родной природе. О чем бы ни думал, где бы ни находился поэт, даже в тяжкие минуты одиночества, светлый образ Родины согревал его душу и поддерживал его. Сам Сергей Есенин говорил: «Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве!» Его стихи находят живейший отклик у людей и самых разных возрастов, и самого разного мировосприятия. Как никого не может оставить равнодушным народная песня, так никого не минует обаяние стихов Есенина. И связано это с особой многозначностью образного строя его лирики, с тем, что каждый человек может найти в ней нечто близкое и созвучное своей душе. Время не властно над поэзией Есенина.

Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта, изменилась реальность, питавшая его стихи. Но каждое новое поколение открывает для себя в Есенине нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия рождена любовью к человеку, сочувствием к нему высокими гуманистическими идеалами. Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной.

Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал Совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.

Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна: "Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С.

Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия: "А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам... И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора". С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями.

На памяти его поколения - война, революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени - это Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.

Клюева – близкого друга и поэтического наставника С. Есенина: "Мужицкая ныне земля, /И церковь не наймит казенный". В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст".

© rifma-k-slovu.ru, 2024
Rifmakslovu - Образовательный портал